PCWeek.ru: инфраструктурные проблемы электронного правительства
На сайте PCWeek.ru размещена статья Дениса Воейкова "Инфраструктурные проблемы электронного правительства". Ознакомиться с текстом публикации полностью можно по ссылке - http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=126075 . ГИС-Ассоциация приводит выдержки из статьи.
Итак, то, чего с тревогой ждали столько лет, начинает осуществляться на наших глазах: перед региональными социальными информационными системами вполне конкретно стоит задача интеграции в общую систему страны. Субъекты, каждый из которых шел своим путем, сейчас должны влиться в единое русло; в противном случае все затраченные усилия и средства пропадут даром.
Пути интеграции в общих чертах обозначены, но вопросов осталось более чем достаточно.
В профильном ведомстве на уровне программных заявлений уверяют, что поводов для беспокойства нет — никакие наработки списаны со счетов не будут. Однако, наблюдая за тесным общением заинтересованных сторон, можно сделать вывод, что проблемы все-таки есть, правда, Минкомсвязи, похоже, действительно пытается их решить.
В конце сентября в Новосибирской области — одном из регионов-передовиков, которому реально есть, что терять, состоялось тематическое заседание Минкомсвязи с местными чиновниками и представителями бизнес-сообщества.
В теории инфраструктура электронного правительства (которое совсем недавно в рамках соответствующей госпрограммы стало элементом информационного общества) должна будет состоять из комплексного федерального сегмента, в который станут интегрироваться сегменты регионов. Причем по своему составу они будут почти идентичны — те же порталы госуслуг, ЦОДы, call-центры, удостоверяющие центры и т. д.
С октября 2009 года единственным исполнителем работ по эксплуатации этой инфраструктуры по распоряжению правительства является компания "Ростелеком", которая всем регионам предлагает так называемую инвестиционно-сервисную модель взаимодействия. В соответствии с ней субъекты РФ могут не осуществлять капитальные вложения в построение собственной инфраструктуры, а арендовать ее элементы у "Ростелекома", выступающего в данном случае в качестве федерального сервис-провайдера.
По сути речь идет о том, что "Ростелеком" пытается создать некое универсальное тиражируемое решение для всей страны, что нельзя не воспринимать как общее благо. Однако с технической точки зрения наибольшие трудности при интеграции в федеральный сегмент будут испытывать регионы, где уже и так созданы собственные информационные системы.
Для субъектов со слаборазвитой инфраструктурой вопрос интеграции сведется сугубо к финансам. Для тех же регионов, которые, не дожидаясь всей страны, годами создавали собственные элементы электронного правительства, замаячила перспектива похоронить все свои инвестиции, отказавшись от наработок в пользу решения "Ростелекома".
Эти опасения, прозвучавшие, в частности, в Новосибирске, попытались развеять как в самом "Ростелекоме", так и в Минкомсвязи. Обе структуры в один голос уверяли, что намерены использовать точки доступа и каналы обслуживания граждан, которые уже есть (акцент именно на этих элементах инфраструктуры очевиден: ЦОДы не пропадут при любом раскладе).
Другая серьезная часть инфраструктурных вариантов доступа как раз и должна быть реализована на базе уже существующих в регионах наработок — терминалов, инфоматов, инфокиосков и т. д. (уровень проникновения тех или иных технологий везде разный).
Под конец дискуссии в Новосибирске г-н Массух, отвечая на вопрос о юридически значимом взаимодействии в рамках электронного правительства, неожиданно "раскрыл секрет". По его словам, в течение октября должно выйти постановление правительства о создании единого пространства доверия, что означает долгожданное повсеместное использование электронно-цифровой подписи в контексте оказания госуслуг.
По уверению г-на Массуха, технически для этого все готово — в стране существует несколько сотен удостоверяющих центров (в налоговой службе, в пенсионном фонде, в банковской сфере и т. д.). Сейчас на базе "Ростелекома" будет создан корневой удостоверяющий центр, который станет кроссертифицировать все остальные. Как отмечает г-н Массух, постановлению предшествовала огромная работа (пришлось согласовывать с очень многими ведомствами процедуру приема подписей друг у друга), но до конца года система должна заработать.
Итак, на федеральном уровне электронное правительство явно не стоит на месте. Что же касается субъектов РФ, то в отношении них промежуточный вывод, наверное, один: для того, чтобы не остаться на обочине государственной информатизации, региональным правительствам и местным компаниям необходимо проявлять активность и грамотно встраиваться в общий процесс. Минкомсвязи и "Ростелеком" вроде бы полностью готовы к взаимодействию. Правда, является ли все это необходимыми и достаточными условиями адекватной интеграции с центром, станет ясно лишь по ходу дела.