В Москве прошла пресс-конференция, посвященная итогам и планам работы Росреестра
Как сообщает ИА "ПРАЙМ-ТАСС", на пресс-конференции, посвященной итогам и планам работы Росреестра, заместитель руководителя ведомства Вадим Андропов признался, что расширение перечня услуг, предоставляемых населению, посредством Интернета – это "наше спасение". "Мы делаем все возможное для того, чтобы граждане как можно реже приезжали в наши офисы, а, наоборот, получали информацию с нашего портала, где, в частности, есть информация о том, какие услуги можно получать в электронном виде. Как сказал В. Андропов, не стоит надеется на увеличение штата сотрудников тех же Земельных кадастровых палат, подведомственных Росреестру и расширяющих свою деятельность - сейчас это 36 тыс. человек на всю страну.
Как неоднократно подчеркивали в Росреестре, ведомство решает задачу постепенно ухода от выполнения исключительно контрольно-надзорных функций. Государство уполномочило нас оказывать услуги населению, и мы работаем в этом направлении, подчеркивает В. Андропов.
Он, в частности, сообщил, что после 1 января 2011 года заявители смогут через портал услуг Росреестра получать информацию из ЕГРП и оплачивать данную услугу. Организация этого процесса будет построена по аналогии с получением и оплатой выписок из Государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, утверждена новая форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Работа над упрощением системы получения выписки из ЕГРП ведется в несколько этапов. В настоящий момент запрос о выдаче информации из ЕГРП можно подать в управление Росреестра лично, направить почтой.
При этом заместитель руководителя Росреестра Галина Елизарова была вынуждена признать, что отправка документов посредством почты – опция, которая не сильно востребована населением. "С 1 марта, как известно, вступили в силу изменения в законодательстве, позволяющие направлять документы на регистрацию прав собственности по почте. Так вот почтовыми услугами воспользовались только 0,01 проц граждан из общего числа обращений. В цифрах это выглядит так: из 21 миллиона запросов только 2,5 тыс было отправлено по почте". Почему граждане не воспользовались "почтовым" ресурсом, Г. Елизарова ответила коротко, мол, по всей видимости, дорого.
А вот на вопросе о том, почему в 2010 году процесс "дачной амнистии" не ускорился, Г. Елизарова заострять свое внимание не стала, сухо заметив, что к настоящему моменту было подано около 2 миллионов заявок, что чуть меньше, чем в 2009 году. И это несмотря на то, что с 1 марта "дачная амнистия" перекочевала в Интернет. Всего же, по словам, Г. Елизаровой, с сентября 2006 года воспользоваться упрощенной системой регистрации прав в рамках "дачной амнистии" 6 миллионов 749 тыс. человек.
В потенциале еще около 15 миллионов владельцев земельных участков могут оформить свои дачные наделы в соответствии с законом.
По данным Росреестра, в России в частной собственности находится порядка 47 миллионов земельных участков, принадлежащих различным правообладателям. Свои дачные, садоводческие и огородные "шесть соток" есть у более чем 20 миллионов граждан. И если в 2008 году лишь 1,5 миллиона граждан воспользовались дачной амнистией, то в 2009-м - уже 2,6 миллиона.
Ранее инертность граждан в Росреестре объясняли, в частности, тем, что большинство положений дачной амнистии действует бессрочно, а ранее выданные органами власти документы на земельные участки остаются легитимными. Поэтому, в первую очередь, к услугам Росреестра обращаются те, кто собирается что-то делать с земельным участком или домом - продавать или передавать по наследству.
Но в правительстве, похоже, нашли причины того, почему население обращается в Росреестр только при самой крайней необходимости. Проблема дороговизны услуг при взаимодействии с органами Росреестра существует, и об этом ранее говорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. "В 2010 году служба должна кардинально повысить качество своих услуг. Необходимо, чтобы Росреестр перестал ассоциироваться с работой посредников. Сегодня во многих регионах проводятся проверки, какая аффилированность есть между посредническими структурами и работниками ведомства", - заявила тогда Э. Набиуллина. К сожалению, признала министр, такая связь существует, в том числе и родственная.
Министр потребовала навести порядок с платными госуслугами, стоимость которых подчас просто запредельна. Напомним, что государство еще в конце 2009 года сократило список своих услуг, которые предприниматели обязаны оплачивать при открытии и ведении собственного дела, и зафиксировало стоимость этих услуг.
В свою очередь, В. Андропов 1 декабря сказал, что Росрееестр делает все возможное, чтобы контакты заявителя с чиновниками ведомства были сведены на нет. Он еще раз подчеркнул, что расширение списка госуслуг, предоставляемых в электронном виде, это один из способ борьбы с коррупционной составляющей.
Весной Росреестр открыл в Интернете портал государственных услуг, который обошелся разработчикам в 20 млн рублей. Такую сумму выделило на его создание Минэкономразвития. В основном услугами портала воспользовались те граждане, которые хотели получить информацию из Государственного реестра недвижимости и земельного кадастра, а также хотели оставить заявку на постановку на кадастровый учет или регистрацию в реестре прав.
На портале госуслуг также размещены интерактивные кадастровые карты субъектов России. С их помощью граждане имеют возможность получить данные об интересующих их земельных участках прямо из дома. Это могут быть сведения о назначении интересующего участка и окружающих его землях, о его статусе – свободен или нет, площади, владельце, кадастровой стоимости и налогах, о том, не расположен ли он в природоохранной зоне, напомнил сегодня В. Андропов. Желающие также могут отследить, не нарушает ли закон муниципальная власть, к примеру, застраивая земли, которые на электронной карте отмечены как земли сельхозназначения. Пока что интерактивная база обновляется раз в месяц, к концу года разработчики планируют перейти на ежедневное обновление.
Часть информации пользователь может получить мгновенно. Если же сведения связаны с предоставлением персональных данных, к примеру, информации о владельце участка, то их предоставят только по запросу и только лицу, имеющему электронную подпись. Срок оказания услуги составит в данном случае пять рабочих дней. Электронная постановка на учет также потребует электронной подписи и займет до 30 дней. Первоначально, все услуги предоставляются бесплатно, но, по словам В. Андропова, Минфин готовит приказы, в которых определит их стоимость.
По словам В. Андропова, себе в заслугу Росреестр может поставить внедрение системы электронной очереди, в которую можно записаться через Интернет. "Портал Росреестра будет и в дальнейшем расширять свою базу, будет публиковаться информация консультационного характера, которая поможет гражданам воспользоваться правом работы с Росреестром на расстоянии", - говорит он.
Оценки работы "электронного правительства" бизнес-сообщества пока также сдержанные. Наличие электронной базы облегчит работу участников рынка недвижимости, считает директор по связям с общественностью компании "Сити-XXI век" Сергей Лядов. По его словам, электронные услуги ускоряют получение нужной информации, а соответственно, проведение предварительного анализа при разработке инвестиционных проектов. Что касается портала Росреестра, то застройщикам пока только предстоит оценить, насколько предоставленный ведомством объем информации будет им полезен.
Запуск электронного портала еще не означает переход от бумажного документооборота к электронному, считают эксперты, добавляя, что проблема не в том, чтобы дать доступ, а в том, к чему дать доступ. При этом они отмечают положительные подвижки в деятельности Росреестра, который сумел в кратчайшие сроки – к сентябрю 2010 года – открыть официальные сайты территориальных органов Росреестра во всех регионах страны.