Стратегическое планирование и информационные технологии — основа развития ХМАО — Югры
А.М. Ким
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей: по добыче нефти; производству электроэнергии; объему промышленного производства; добыче газа; объему инвестиций в основной капитал; поступлению налогов в бюджетную систему.
Долгосрочное комплексное социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа — Югры опирается на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ и Стратегию социально-экономического развития округа, утвержденную распоряжением Правительства автономного округа в 2008 г. Ключевые идеи прогнозных документов — это необходимость всемерного раскрепощения инноваций в экономике округа, готовность конкурировать на глобальном рынке и последовательное превращение Югры в лучшее в России место для жизни, работы и посещения.
В настоящее время организованы работы по созданию распределенной модели данных об отраслях экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и разработке на ее основе проекта Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 г. и на период до 2030 г. При создании распределенной модели данных будут учитываться положения системного проекта по созданию Территориальной информационной системы (ТИС Югры).
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра является одним из лидеров среди субъектов РФ в области подготовки градостроительной документации. В 2007 г. утверждена Схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, главная цель которой — обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственной власти. Схема территориального планирования является важным звеном в обосновании и реализации инвестиционных программ и проектов.
Рис.1. Схема территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Эффективное использование в текущем управлении градостроительным развитием территорий возможно только на основе соответствующего информационного и технического обеспечения. К 2010 г. был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективы в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года; План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации закрепляет приоритеты развития системы региональной информатизации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре была проведена обширная нормотворческая работа по принятию ряда законов, постановлений и распоряжений, которые составляют региональное информационное законодательство.
Рис.2. Схема реализации стратегии развития информационного общества в ХМАО-Югре
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 19 октября 2010 г. № 265-п утверждена целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Информационное общество — Югра» на 2011–2013 годы. Целью программы определено повышение качества жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества и совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
К 2015 г. запланирована реализация Концепции по созданию и развитию региональной инфраструктуры пространственных данных (ИПД) автономного округа, что позволит достичь следующих результатов в управлении развитием территорий ХМАО — Югры:
— повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет широкого использования информационных ресурсов пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
— снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных в целом, повышение их качества за счет исключения дублирования работ по их созданию;
— оптимизация процесса актуализации, хранения и предоставления пространственных данных за счет полного перехода на цифровые технологии;
— создание единого информационного пространства в ХМАО — Югре и оптимизация межведомственного информационного обмена за счет применения единой системы базовых пространственных данных для географической привязки всех создаваемых в округе баз данных;
— максимальное использование уже созданных и действующих в ХМАО — Югре информационных систем, содержащих пространственные данные;
— существенный рост внешних по отношению к бюджетным средствам инвестиций на производство и обновление пространственных данных;
— использование в качестве основной среды существования ИПД открытой сети Интернет и геопортала с развитой системой геосервисов, позволяющих реализовать массовое эффективное использование пространственных данных.