Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Нормы и право/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Государственный контроль в градостроительной деятельности

Е.В. Дарибабина

На вопросы редакции ответила Е.В. Дарибабина — руководитель службы государственного контроля над соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в ХМАО — Югре.

Елена Владимировна, какие основные ошибки Вы выявляете в деятельности муниципалитетов, контролируя исполнение ими градостроительного законодательства?


По результатам проверок большая часть нарушений допускается в части соблюдения процедурных требований. Действующее законодательство ориентировано на обеспечение публичности при принятии решений в сфере градостроительства. Публичные слушания по проектам генеральных планов, равно как и по проектам правил землепользования и застройки, должны проводиться в каждом населенном пункте. К сожалению, в законодательстве не учтены особенности наших северных регионов. Большое количество поселений округа расположено на отдаленных территориях с низкой плотностью населения и с неразвитой транспортной инфраструктурой. В состав поселений может входить до 10 удаленных друг от друга на десятки километров населенных пунктов, в некоторых из них проживает не более 50 человек. Добраться до таких деревень можно либо по зимнику в холодное время года, либо по реке летом, воздушное сообщение бывает нерегулярным. Сотрудникам органов архитектуры и градостроительства в таких условиях не всегда получается соблюсти сроки и порядок проведения публичных слушаний.

Не в полном объеме выполняются и требования по обязательному опубликованию проектов. Понятно, что размещение в газете объемных графических материалов является технически сложным процессом, а учитывая невысокое качество печатных изданий, публикация, например, схем генерального плана, в городских и районных еженедельниках, вообще носит формальный характер, являясь, тем не менее, обязательной. Безусловно, спасением в этой ситуации является Интернет. Так как значительную часть жителей Югры можно отнести к неопытным пользователям сети, хотелось бы, чтобы разделы муниципальных сайтов, посвященные архитектуре и градостроительству, носили более «демократичный» характер и были прозрачны и удобны для использования.

Много нарушений в вопросах согласования. Характерна ситуация, когда в подготовленной документации предусматривается изменение границ земель различных категорий, в частности, расширение границ населенных пунктов за счет земель лесного фонда, площадь которых составляет более 90% площади всего автономного округа. Вместе с тем следует отметить, что существующая на сегодняшний день процедура согласования (особенно на федеральном уровне) достаточно громоздка, продолжительна и несовершенна. Сроки согласования, с учетом устранения таких замечаний, могут в разы превышать время, затраченное на ее подготовку. Нет четкого понимания механизма перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов после утверждения генеральных планов и схем территориального планирования. По нашему мнению, этот вопрос требует детального рассмотрения на федеральном уровне и доработки.

Город Ханты-Мансийск. Биатлонный центр


Как Вы считаете, нужно ли вернуть обязательную государственную экспертизу градостроительной документации, или нужно развивать профессиональную негосударственную экспертизу в рамках саморегулируемых организаций, или экспертиза не нужна?
На мой взгляд, ответ на этот вопрос однозначен — государственная экспертиза обязательна! Градостроительный кодекс РФ не требует проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования. Органы местного самоуправления вправе по собственной инициативе направить подготовленную документацию на экспертизу, и многие из них считают необходимым это сделать, однако до настоящего времени порядок экспертизы, размер платы за ее проведение Правительством РФ не установлен, поэтому уполномоченные на проведение государственной экспертизы учреждения отказывают в ее проведении.

Ясно, что качество градостроительной документации напрямую влияет на уровень жизни населения. Наличие положительного заключения экспертизы является гарантией соблюдения требований технических регламентов, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Профессиональная негосударственная экспертиза в рамках саморегулируемых организаций может быть альтернативой государственной экспертизе, но, повторюсь, необходимо определить требования к организациям, которые занимаются как подготовкой градостроительной документации, так и ее экспертизой. А также как можно скорее установить порядок проведения экспертизы и размер платы за ее проведение.

Я думаю, что актуальным является и вопрос об экспертизе документации по планировке территорий. К нам поступает много жалоб от жителей округа на размещение объектов капитального строительства вблизи многоквартирных жилых домов, оказывающее негативное воздействие на условия проживания жителей этих домов. Проведение экспертизы проектов планировки территорий позволило бы избежать принятия неоправданных решений, проявления социальной напряженности, особенно в условиях уплотнения существующей застройки. Такая экспертиза может быть и негосударственной.

Смогли бы повысить качество градостроительной документации методические, инструктивные и рекомендательные документы? Нужна ли единая система требований к градостроительной документации или это исключительно творческий процесс и нужно довериться проектировщику? Нужны ли требования к составу и к качеству исходных данных?
Считаю, что такие документы просто необходимы. Более того, органы государственной власти безнадежно опоздали с методическим обеспечением разработки градостроительной документации. Поэтому сегодня документы территориального планирования, правила землепользования и застройки муниципальных образований, подготовленные разными разработчиками, зачастую кардинально отличаются друг от друга и по объему, и по составу, и по качеству. Что называется, «кто — в лес, кто — по дрова». И все правы. Сегодня заказчики оказываются в затруднительном положении, принимая решение о том, насколько эта документация отвечает требованиям законодательства. Впоследствии проблемы возникают при согласовании проектов генеральных планов в Министерстве регионального развития РФ. Устранение многочисленных замечаний, вызванных отсутствием внятных требований к составу и содержанию градостроительной документации, к ее оформлению, приводит к затягиванию сроков ее утверждения.

Как пример, отсутствие четких требований к отображению границ населенных пунктов на схемах документов территориального планирования муниципальных образований привело к тому, что норма Земельного кодекса РФ о том, что утверждение (изменение) генерального плана является установлением (изменением) границ населенных пунктов, является, по сути, декларацией. Органы государственного кадастрового учета отказывают муниципалитетам во внесении сведений о границах населенных пунктов в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Местные власти вынуждены нести дополнительные расходы по формированию землеустроительных дел, чего можно было бы избежать, если бы были закреплены нормы об отображении границ населенных пунктов в системе координат, установленной для кадастра.

Хочется отметить особую актуальность вопроса сбора исходных данных. К числу установленных требований к содержанию документов территориального планирования относится отображение границ земель различных категорий, границ земельных участков, на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. К сожалению, из-за разобщенности различных ведомств, недостаточности, а зачастую и отсутствия в муниципальных образованиях таких сведений получить достоверную информацию в этой части оказывается весьма проблематично. А ведь достоверность и качество исходной информации оказывает самое непосредственное влияние на качество градостроительной документации в целом.

Повлиял ли на качество градостроительной документации Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»? Как вы считаете, какие критерии оценки конкурсных заявок в градостроительном проектировании должны быть приоритетными: цена, сроки, качество?
На мой взгляд, этот закон, не только не способствует повышению качества градостроительной документации, а наоборот, оказывает на него негативное влияние. Добросовестные, ценящие свою репутацию, уважающие своих заказчиков и свой труд проектировщики никогда не будут, пытаясь любыми средствами и способами получить муниципальный заказ и «срубить капусту» (извините за грубое выражение), обещать подготовить проект генерального плана или иную работу за две недели и за два рубля. К сожалению, к участию в конкурсах сейчас допускаются такие горе-исполнители, которые если и имеют представление о градостроительной документации, то весьма отдаленное. И откровенно демпингуя, эти конкурсы выигрывают. А у муниципалитетов нет законных оснований, чтобы повлиять на ситуацию. Внесение изменений в Закон № 94-ФЗ является острой необходимостью. Главная цель градостроительной деятельности — обеспечение устойчивого развития территорий с целью создания благоприятных условий для жизни населения, поэтому качество градостроительной документации имеет определяющее значение. Вопросы цены и сроков выполнения работ, безусловно, также важны, однако не следует забывать поговорку «мы не настолько богаты, чтобы позволить себе покупать дешевые вещи», поэтому необходим баланс всех составляющих, и в законе это должно найти отражение.


См. также:
Каталог Авторов:
   - Дарибабина Е.В.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Уральский ФО / Ханты-Мансийский АО - Югра
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2010
Нормы и право
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2010
Цитирумость документа: 1
23:17:07 24.11 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.020167112350464 sec, Question: 69