Вопросы территориального планирования в Ханты-Мансийском муниципальном районе
П.Н. Захаров
Захаров П.Н.
Ханты-Мансийский район расположен в центре Ханты-Мансийского округа с административным центром в г. Ханты-Мансийске. В составе района 12 муниципальных образований, 32 населенных пункта.
В 1990-е годы началось активное нефтяное освоение Ханты-Мансийского района. Месторождения Приобское, Каменное, Приразломное, Южно-Талинское входили в десятку самых крупных осваиваемых месторождений по округу.
Ханты-Мансийским муниципальным районом разработан комплексный проект управления градостроительного развития территории. В составе проекта утверждена решением думы Ханты-Мансийского района от 21 марта 2008 г. № 283 Схема территориального планирования муниципального района и план ее реализации. Генеральные планы подготовлены и утверждены в отношении семи сельских поселений, процедура согласования и утверждения проводится в пяти сельских поселениях.
На вопросы редакции ответил глава Ханты-Мансийского муниципального района Пётр Николаевич Захаров.
Какие недостатки Вы видите в современном градостроительном законодательстве, сможете ли подсказать дополнительные проблемы, которые еще не обсуждаются так широко, но имеют значение в управленческой деятельности на муниципальном уровне?
В некоторых случаях хотелось бы видеть в основополагающем документе в области градостроительной деятельности более четкие указания для применения в спорных случаях, например, о целесообразности подготовки разрешения на строительство на уже построенные самовольно объекты (согласно гражданскому законодательству самовольная постройка может получить статус полноценного объекта гражданских прав только в судебном порядке). На практике судебные органы признают незаконными отказы ОМС в выдаче разрешений на строительство уже построенных объектов.
Законодательно не предусмотрена ответственность за исполнение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, нечетко установлены юридические последствия за неисполнение градостроительных регламентов. Поэтому при рассмотрении в судебном порядке нарушения требований документов градорегулирования узакониваются без особых проблем.
Нечетко прописаны критерии продления и отказа в продлении сроков действия разрешений на строительство. Судебные органы опротестовывают отказы в продлении разрешений даже в тех случаях, когда заявление о продлении подано за пределами действия срока строительства. Отсутствует порядок аннулирования разрешений на строительство и ввод объектов. Отсутствует особенный порядок выдачи разрешений на строительство линейных объектов. В соответствии со ст. 36 действие градостроительных регламентов не распространяется в том числе на участки линейных объектов и на участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых. Несмотря на это, органы, уполномоченные на оформление разрешений на строительство линейных объектов (газо- и нефтепроводов, месторождений), требуют предоставление градостроительных планов земельных участков.
Отсутствует механизм побуждения на предоставление сведений в ИСОГД уполномоченными на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ.
Рис.1. Здание администрации района
Как Вы относитесь к объединению управления градостроительством и землепользованием?
Тот факт, что управление земельными ресурсами и градостроительной деятель-ностью предпочтительнее осуществлять на одном уровне власти, не нуждается в аргументах, но в объединении их в рамках одного уполномоченного органа целесообразности не видим (на основании собственного опыта работы). Размер земельных платежей однозначно должен дифференцироваться в зависимости от градостроительной ценности территории.
А как Вы относитесь к точности установления территориальных зон, как правильнее, с точки зрения оптимизации управленческих процессов, должна проходить граница территориальной зоны — по красной линии или по оси проезжей части?
Границы территориальных зон на карте зонирования могут устанавливаться как по центральным разделительным линиям магистралей, улиц, проездов, так и по красным линиям. В обоих случаях зоны с установленными градостроительными регламентами отделены от территорий, на которые эти регламенты не распространяются («градостроительные регламенты не действуют для линейных объектов, включенных в состав территориальных зон»). Преимущество варианта, когда границы зон не зависят от красных линий, в том, что границы фиксируются на длительный период времени. Несмотря ни на какие трансформации в связи с формированием земельных участков и изменением их правового статуса, не требуется вносить изменения в правила землепользования и застройки после утверждения очередного проекта планировки (когда красные линии установлены по устаревшим ПДП).
Рис.2. Культурный центр в п. Сибирский
Что Вы можете сказать по поводу экспертизы градостроительной документации. Есть ли в ней потребность?
Обязательная экспертиза градостроительной документации необходима, и предпочтительнее проводить ее силами государственных органов.
Нужны ли дополнительные к Градостроительному кодексу РФ документы нормативно-методического, инструктивного характера? Или проектирование — процесс творческий, и можно довериться разработчикам в выборе подходов, в определении состава, глубины проработки градостроительного проекта?
Любые профессионально подготовленные методические, инструктивные и рекомендательные документы, единая система требований к градостроительной документации, исходным данным необходимы не только для повышения качества градостроительной деятельности, но и для экономии времени специалистов на местах. Творческий подход необходим для планировочных и объемно-планировочных решений.
Какому критерию оценки конкурсной заявки вы отдали бы предпочтение при выборе разработчика градостроительной документации для своего района?
Заложенные законодательно цели деятельности по развитию территорий однозначно выводят на первое место в градостроительном проектировании критерий качества выполненных работ.
Рис.3. Генеральный план п. Шапша
Как Вы считаете, полезны ли градостроительные семинары, конкурсы, конференции? Или они отвлекают от основных обязанностей муниципальных служащих?
Проведение конкурсов, семинаров, конференций считаем обязательной формой общения внутри профессионального сообщества и обязательным условием повышения качества градостроительной деятельности.
Рис.4. Проект планировки территории в д. Ярки
Мы как общественное объединение организаций, деятельность которых направлена на создание информационных систем, не можем не задать вопрос о вашем отношении к ИСОГД.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности — абсолютно необходимый для осуществления градостроительной деятельности инструмент. Должна быть не только двухуровневая, но и государственная система сведений, ведение которой осуществляется не только муниципальными органами, но и органами государственной власти РФ и ее субъектов как государственная функция.