Комплексное обновление документов социально-экономического и территориального планирования в г. Мегион
М.С. Игитов,
А.А. Фокеев
Игитов М.С.
Фокеев А.А.
Приоритетом развития Мегиона в долгосрочной перспективе является укрепление позиций города в российской и мировой экономике как эффективно развивающегося индустриального центра Ханты-Мансийского округа, комфортного для жизни и ведения бизнеса.
В настоящее время разработан проект Стратегии социально-экономического развития городского округа г. Мегион на период до 2020 г. Среди стратегических направлений развития территории особое место занимают следующие: качественное развитие городской среды как комфортного местожительства населения; модернизация объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, систем жизнеобеспечения города.
Реализация стратегических направлений будет обеспечена прежде всего решениями нового Генерального плана города, разработка которого осуществляется в настоящее время.
На вопросы редакции ответил главный архитектор г. Мегион, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Алексей Александрович Фокеев:
Что Вы считаете главным градостроительным достижением муниципального образования (МО) за время реализации действующего Градостроительного кодекса РФ?
Сложно что либо из выполненного в Мегионе за время действия Кодекса определить главным. Разработаны и утверждены Думой правила землепользования и застройки, выполнен комплекс мер по актуализации муниципальных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность.
Насколько реализовываются градостроительные решения, принятые на уровне территориального планирования и планировки территорий в муниципальных целевых программах?
Основные градостроительные решения не реализовываются в силу того, что эти решения не подкреплены планами по финансированию. В то же время решения действующего генерального плана города не актуальны в настоящее время и не могут стать основой для формирования муниципальных целевых программ. Для того чтобы документы территориального планирования со временем не теряли свою актуальность, служили основой для принятия оперативных управленческих решений по вопросам градостроительного развития, являлись базой для разработки целевых долгосрочных программ, было принято решение о корректировке градостроительной документации в формате информационно-аналитической системы управления градостроительным развитием.
Рис.1. Город Мегион
В рамках работы по корректировке генерального плана сформирована электронная база основных пространственных данных по городскому округу. Уже на данном этапе эта электронная база предоставляет возможность выполнять аналитику, которая необходима как основа для муниципальных целевых программ, таких как: «Программа сноса жилья, признанного непригодным для проживания», «Программа развития жилищного строительства», «Программа комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства». Кроме того, гибкость этой электронной системы, возможность пополнять базу градостроительных данных за счет паспортизации элементов городской инфраструктуры позволяет сформировать единый комплекс оказания качественных муниципальных ус-луг населению в виде «единого окна», установить электронный документооборот между службами администрации.
Может ли, на Ваш взгляд, граница территориальной зоны проходить по оси проезжей части улицы? Или лучше, чтобы территориальные зоны формировались в рамках планировочных элементов территории поселения, а эти рамки — очерчивались красными линиями?
Считаю, что выделение проезжей части с коридором коммуникаций в отдельный элемент и установление рамок планировочного пятна территориальных зон за счет красных линий более удобно для нас как практиков — пользователей градостроительной документации. Установление границ территориальной зоны в зависимости от формата и значимости проезжей части поможет избежать ошибок при реализации градостроительных решений.
Повлиял ли на качество градостроительной документации ФЗ № 94? Как Вы считаете, какие критерии оценки конкурсных заявок в градостроительном проектировании должны быть приоритетными: цена, сроки, качество?
Город Мегион одна из жертв такого влияния. В результате соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» составляющие градостроительной документации все выполнены разными поставщиками по мере финансовой возможности и противоречат друг другу.
Рис.2. Правила землепользования и застройки. Схема градостроительного зонирования
Что касается приоритетов критериев при оценке конкурсных заявок, то это сложный вопрос в том смысле, что понятие качества весьма относительно, обусловлено совокупностью компетенций проектировщиков и трудноизмеримо. В этом смысле, возможно, было бы полезно применение механизма сертификации качества проектной компании в рамках вступления в саморегулирующую организацию, где соответствие кадрового, материально-технического обеспечения, соответствие бизнес-процессов утвержденным методическим и технологическим требованиям гарантировало бы качественное исполнение работы. При этом обеспечивалось бы попадание в требования к качеству при выполнении работ по разработке градостроительной документации разными поставщиками в рамках соблюдения ФЗ № 94.