Управление развитием г. Нижневартовска на основе стратегического планирования и градостроительного проектирования
Б.С. Хохряков,
В.М Добрыгин
Хохряков Б.С.
Добрыгин В.М
В настоящее время формируется новый облик Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Вместо представления об округе как отделенной от «материка», неухоженной, «вахтовой» территории создается образ развивающегося и благоприятного для жизни, работы и инвестирования региона. Развитие региона невозможно без развития его городов, имидж региона – это привлекательность и экономическая сила его городов. Современная экономическая ситуация диктует городам необходимость выделять и использовать конкурентные преимущества.
Город Нижневартовск — одно из крупнейших муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и по численности населения занимает второе место в округе (после Сургута). Развитие города началось после открытия в начале 1960-х нефтегазовых месторождений в ХМАО и их освоения. В Нижневартовском районе находится самое большое нефтяное месторождение России – Самотлорское. Нижневартовск является процессинговым центром нефтегазовой отрасли, а также центром потребительского рынка и образовательным центром восточной части ХМАО. В сфере инфраструктурного обеспечения Нижневартовск выполняет важную роль в регионе, являясь мощным многофункциональным транспортным узлом ХМАО — Югры.
В 2008 г. Нижневартовск в очередной раз признан победителем в конкурсе «Самый благоустроенный город Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».
Базовым документом, отражающим перспективные направления развития города, является Стратегия социально-экономического развития города Нижневартовска до 2020 г. (далее также — Стратегия), принятая решением Думы города от 24 декабря 2008 г. № 218. Это документ, определяющий долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления в экономической, социальной и иных сферах жизни города, согласованную с интересами бизнес-сообщества, населения города и стратегическими интересами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ведущая стратегическая цель долгосрочного развития города – стать центром региональной агломерации и центром межмуниципального взаимодействия.
Рис.1. Вид г. Нижневартовска
Большая часть решений, заложенных в генеральном плане города Нижневартовска и разработанной в 2007–2008 гг. документации по планировке территорий города: Восточного планировочного района (III очередь строительства), прибрежной зоны, центральной части города и Старого Вартовска нашли свое отражение в комплексной программе «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2009-2013 гг.», принятой решением Думы г. Нижневартовска от 2 декабря 2008 г. № 487. В данной программе предусмотрены мероприятия по строительству жилых и социальных объектов, транспортных и инженерных коммуникаций.
Как Вы считаете, нужно ли вернуть обязательную государственную экспертизу градостроительной документации, или более правильно развивать профессиональную негосударственную экспертизу в рамках саморегулируемых организаций, или экспертиза не нужна?
Государственная экспертиза градостроительной документации, по нашему мнению, не нужна. Считаем необходимым работы по подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий включить в перечень видов работ, по которым требуется членство в саморегулируемых организациях.
Рис.2. Городской Дворец искусств
Безусловно, повышению качества градостроительной документации способствовали бы принятые на федеральном уровне инструкции и иные рекомендательные документы, регламентирующие процесс и качество подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территорий.
Приносят ли пользу созданные в муниципалитетах ИСОГД, должна ли быть единая двухуровневая ИСОГД в округе?
Для муниципальных образований очевидны преимущества разработанных ИСОГД, но эффективность их использования достигается только в том случае, когда все разделы информационных систем поддерживаются в актуальном состоянии. Дежурная ИСОГД позволяет оперативно получать информацию о градостроительной деятельности муниципальных образований. Анализ полученной информации в совокупности с наглядностью предоставления графических данных способствует осмысленному принятию решений по прогнозированию дальнейшего развития градостроительной ситуации и управлению развитием городских территорий.
Практически органы местного самоуправления из-за недостатка численности работников не в состоянии поддерживать в дежурном состоянии ИСОГД в полном объеме – особенно страдает графический сегмент по инженерным коммуникациям, объектам капитального строительства, транспорта, адресный план. Нужно отметить, что даже в этом состоянии ИСОГД с ее сведениями о документах и имеющимися пространственными данными приносит ощутимую пользу в исполнении полномочий местных органов самоуправления в соответствии с нормативными законодательными актами в области градостроительства. Данная информационная система может быть использована не только в области архитектуры и градостроительства, но и для исполнения других полномочий органов местного самоуправления, к сожалению, уровень подготовки специалистов подразделений не позволяет использовать ИСОГД для решения возложенных на них задач с помощью информационных технологий.
Для концентрации обобщенных информационных ресурсов муниципальных образований на уровне субъекта федерации необходима единая ИСОГД. Единая двухуровневая информационная система на уровне ХМАО — Югры позволит избавить городские округа от дублирующих запросов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.