О стратегических целях и направлениях развития Нижневартовского района
Б.А. Саломатин,
О.Н. Лавренюк
Основой перспективной градостроительной политики должно являться качество жизни населения — такова позиция главы района Бориса Александровича Саломатина. И даже маленький населенный пункт имеет право знать свое будущее и ответы на вопросы современности.
В соответствии с Принятой Стратегией социально-экономического развития Нижневартовского района до 2020 года любое управленческое решение, касающееся развития района, проверяется на соответствие стратегическим целям и направлениям. Градорегулирование — неотъемлемая часть стратегического планирования как процесса по созданию поселений будущего, удовлетворяющих жизненные потребности.
Принципиальный подход администрации Нижневартовского района по обеспечению документами градорегулирования в условиях реформы органов местного самоуправления и жестких сроков, предписанных Градостроительным Кодексом РФ, также не был случайным. Участие в специализированных форумах, конференциях, семинарах, смотрах-конкурсах «Зодчество ХМАО — Югры», проводимых округом, позволило ознакомиться с различными методиками и принципами в разработке таких документов.
За основу приняты методические рекомендации ИТП «Град», которые, по нашему мнению, являлись одними из лучших методических разработок на тот момент. Целевой программой «Обеспечение территории района документами градорегулирования в составе комплексного проекта системы управления территориальным развитием на 2007–2009 годы» обеспечены наиболее благоприятные условия подготовки таких документов с учетом рационального использования бюджетных средств и софинансирования из бюджета округа. Программой учтена разработка документов с использованием геоинформационных технологий. За время действия программы повышена квалификация пяти специалистов — по темам «Градостроительство», «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности». Плановое финансирование целевой программы обеспечено администрацией района на 100%.
Содержащиеся предложения в утвержденной градостроительной документации Нижневартовского района исходят из принятых, а также плановых региональных и муниципальных программ. Уже имеется возможность определить территории, застройка которых станет основным из перспективных направлений развития жилищного строительства в регионе — это комплексное освоение новых территорий в целях жилищного строительства, что полностью соответствует целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Содействие развитию жилищного строительства на 2011–2013 гг. и период до 2015 г.».
Рис.1. Схема территориального планирования Нижневартовского района Основные задачи схемы территориального планирования района: выявление проблем градостроительного развития территории района на основе анализа параметров муниципальной среды, существующих ресурсов жизнеобеспечения, а также принятых градостроительных решений; определение основных направлений и параметров пространственного развития района, обеспечивающих создание инструмента управления развитием территории района на основе баланса общественных и частных интересов; создание электронной схемы территориального планирования района с учетом требований к формированию ресурсов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности
Как пример можно привести мероприятия по реализации генерального плана г.п. Излучинск, где сегодня активно осваиваются территории комплексной малоэтажной застройки, включающей строительство объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур наряду с жилищным строительством. Земельные участки (общей площадью 7 га) принадлежат застройщикам, выкупившим их на законном основании. Утверждены проекты планировок. В микрорайонах располагаются жилые дома до пяти этажей и комплексы блокированных индивидуальных жилых домов типа таунхаусов.
Проектируемые кварталы расположены в живописном месте поселка, на пологом берегу реки Вах, в непосредственной близости от пешеходной набережной и действующего православного храма.
Учитывая местоположение, особое внимание и поддержку округа, надеемся, что это удачный проект как для инвесторов, так и для жителей района.
Рис.2. Проект планировки территории микрорайона в г.п. Излучинске. С целью освоения новых территорий под малоэтажную жилую застройку разрабатывается комплект проектной документации: проект планировки, устанавливающий зоны размещения объектов капитального строительства различного назначения и параметры их развития; проект межевания; проектная документация объектов капитального строительства
Редакция обратилась к главному архитектору Нижневартовского района Лавренюк Ольге Николаевне с просьбой поделиться практическим опытом применения норм ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в организации работ в сфере градостроительного проектирования.
В настоящее время отношения, связанные с заключением и исполнением государственных и муниципальных контрактов, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными актами. Указанный Закон действует на практике уже более пяти лет и за это время неоднократно подтверждал свою несостоятельность, по крайней мере, по отношению к градостроительной сфере. Мы на своем опыте ощутили все недостатки данного нормативного акта и последствий его вынужденного применения.
В соответствии с положениями Федерального закона № 94-ФЗ определяющим критерием является цена. Безусловно, в Законе названы и иные критерии, используемые в качестве оценки участников торгов, но, к сожалению, формулировки таковы, что более «надежным», с точки зрения комиссии, является использование именно критерия цены. По крайней мере, в этом случае все «просто и понятно». Шанс успешно оспорить результаты торгов в данном случае невелик.
Рис.3. Общий вид г. Излучинска
Во исполнение положений Федерального закона № 94-ФЗ, а также с целью облегчить жизнь непосредственным правоприменителям указанного нормативного акта было издано Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Однако эффект, как мы видим, получился совершенно обратный.
«Благодаря» указанным выше нормативным актам определяющими критериями оценки конкурсных заявок на подготовку градостроительной документации стали цена и срок исполнения работ по контракту. То есть победителем признается участник, предложивший наиболее дешевый и быстрый по времени исполнения проект. К сожалению, законодатель при разработке столь демократичных и современных норм не задумывался о возможных последствиях их применения.
Градостроительная документация — не просто совокупность документов, наличие которых у соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления является обязательным, что называется, «для галочки». Необходимо помнить, что содержание таких документов напрямую влияет на развитие территории, качество и уровень жизни населения, инвестиционную политику как в масштабах отдельно взятого муниципального образования или субъекта РФ, так и в отношении всей страны в целом. При разработке того или иного проекта задействовано, как правило, множество специалистов различного профиля, ведь речь идет о формировании политики перспективного развития территории, определении ее будущего. В этой связи основным камнем преткновения был и остается вопрос определения качества градостроительной документации. Споры вокруг определения критериев оценки качества актуальны как никогда.
Быстро и дешево — не значит качественно. Мы убедились в этом на собственном опыте. Конкурс на подготовку комплекса градостроительной документации для трех сельских поселений (Вата, Покур и Ларьяк) выиграл участник, предложивший наиболее низкую цену и короткий срок подготовки (1,5 месяца!). Конечно, мы изначально сомневались относительно уровня качества таких документов, но есть законодательные нормы, применять которые обязаны все без исключения. Результат: зря потраченные бюджетные деньги, документация, требующая значительной степени ее доработки; бесконечные судебные тяжбы.
Мы почти не сомневаемся в том, что Федеральный закон № 94-ФЗ достаточно эффективен в большинстве экономических сфер. Но подготовка градостроительной документации не может стоять в одном ряду с другими услугами рынка. В данном случае речь идет о планировании развития территории, а значит — условий жизни и развития общества в целом.
Контракт на подготовку градостроительной документации будет исполнен и «успешно» закрыт. Исполнитель по договору, выполнив все свои обязательства, станет также активно участвовать в иных аналогичных конкурсах. Исполнитель уйдет, а подготовленная им документация останется. Так же, как останется множество вопросов, касающихся ее качества, возможностей реализации на практике таких документов в том виде, в котором они были подготовлены, путей их «безболезненной» доработки (подготовки новых?) и латания бюджетных дыр.