Градостроительная документация после 2012 года: усложнение или упрощение?
Упрощение требований к документам территориального планирования, которое ожидается с принятием поправок в Градостроительный Кодекс РФ (проект федерального закона № 369212-5 от 4 июня 2010 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования» принят в первом чтении Государственной Думой), в очередной раз заставляет задуматься о смысле градостроительной деятельности в нашей стране. Получается, что основной национальный закон, направленный на формирование благоприятной среды жизнедеятельности, имеет не долгосрочное действие, а краткосрочное — до 2012 г. Можно подумать, что благоприятные условия жизнедеятельности после этого срока уже будут не актуальны для нашей страны.
И крайне беспокоит отсутствие сил в обществе, которые воспротивились бы упрощению требований. Чувствуется явное сопротивление любому расширению содержания градостроительной деятельности, уточнению понятий, улучшению порядка разработки документации и другому развитию закона. Слышны только голоса специалистов, которые пытаются предложить улучшения, уточнения на наших профессиональных конференциях, семинарах, веря в будущее нашей области деятельности и связывая будущее нашей страны с развитием градостроительной деятельности.
Мы уверены, что назрела необходимость в серьезном осмыслении дальнейших направлений развития градостроительного законодательства. И для такого осмысления необходимо в том числе провести тщательный анализ градостроительной документации, разработанной в 2004–2010 гг., сформулировать выводы и предложения, очень на то похоже, по усложнению требований к этой документации, дальнейшему развитию градостроительного законодательства, в первую очередь Градостроительного кодекса РФ.
В этой заметке мы еще раз хотим поднять тему градостроительной деятельности после 2012 года.
Мы должны понимать, что градостроительная документация, созданная в 2000–2010 гг., была направлена на закрепление прав новых собственников и упорядочение их отношений с новой структурой власти. Это — очень важный этап развития общественных отношений. Без закрепления новых собственников на земле вообще невозможно говорить о развитии городов и территорий. Но цена этого закрепления, к сожалению, оказывается очень высокой. Мы видим «обломки микрорайонов», превращающиеся в средневековые города, мы видим потерю общественного пространства, потерю эффективных коммуникаций в городах. Мы констатируем потерю навыков формирования целостного городского пространства.
Как следствие — идет отток активного населения из городов, утративших свой городской порядок, в более благоустроенные города и в другие страны. Разнообразные транспортные неприятности — это прямое следствие потери механизмов управления общественным пространством городов. Требовать от специалистов новой системы управления стратегического градостроительного мышления было еще рано. Эти требования должны были «вырасти» из реальной жизни. Пока эти требования идут из чужого опыта или просто «сверху», они не будут не соблюдаться. Теперь, по прошествии 10–20 лет с начала земельной и градостроительной реформы, опыт градостроительной деятельности появляется повсеместно. Есть и позитивный опыт — в нашу сферу деятельности пришли молодые люди, прекрасно владеющие новыми технологиями и желающие осмысленно вести развитие городов.
Во многих городах на повестку дня ставится вопрос о порядке корректировки документов, их дополнении и развитии. После того как градостроительным планированием была охвачена большая, наименее заселенная и развитая часть страны, эффект экстенсивного его развития оказался исчерпанным. Дальнейшие проектные работы в сфере градостроительного планирования требуют более глубоких научно-практических подходов и методов, без применения которых результативность планирования будет быстро снижаться. Требуется переосмысление ранее принятых документов градостроительного и стратегического планирования территориального развития. Процесс поиска новых сущностей и форм документов будет идти под воздействием новых условий конкурентной борьбы за идеи развития, инновационные, трудовые и финансовые ресурсы.
Города, решившие основные транспортные проблемы, проблемы создания новой социальной инфраструктуры, основные проблемы функционирования жилищно-коммунального комплекса, будут выигрывать у городов, их не решивших. Потребуется уточнение стратегий развития городов, системы оценок уровня развития территорий, понимания ценности пространства в новой коммуникативной среде.
Таким образом, в современной России близится к завершению начавшийся в конце 1990-х годов начальный этап разработки градостроительной документации «первого поколения» — постсоветского периода градостроительной деятельности. По всей видимости, можно и нужно говорить о необходимости разработки документов территориального стратегического планирования «второго поколения», градостроительной документации «второго поколения», о следующем этапе развития градостроительной деятельности в постсоветской России.
Важнейшими задачами, по меньшей мере, предстоящего десятилетия — этапа завершения становления системы градостроительной деятельности постсоветского типа — следует считать восстановление эффективных механизмов управления развитием общественного пространства, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры городов, переход к доминированию системно-целостных, парадигматических подходов к восприятию и организации территориальной, планировочной структуры.
Если ориентироваться на создание градостроительных документов «второго поколения», актуальных и после 2012 г., то требования к ним должны не упрощаться, а наоборот, усложняться. Необходимо включать в эти документы сведения не только о мероприятиях по размещению объектов капитального строительства, но и о мероприятиях по повышению качества среды обитания, среды жизнедеятельности за счет системного совершенствования ранее построенных объектов, мероприятий по благоустройству, организации движения транспорта и пешеходов, совершенствованию социальной инфраструктуры. Следует добиваться восстановления эффективных механизмов управления развитием общественного пространства, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры городов, поселений, территорий.
На наш взгляд, в градостроительной документации «второго поколения» должны быть следующие особенности:
— ее большая открытость и доступность, она должна войти в систему «электронного правительства»;
— территория и городское пространство будут представлены с помощью комплексных моделей, с использованием человеко-машинных методов принятия решений, позволяющих получать быстрый отклик на различные градостроительные инициативы;
— в документации в обязательном порядке будут выделены стратегические ориентиры пространственного развития, позволяющие городам и территориям успешно конкурировать между собой в глобальной транспортно-коммуникационной сети в условиях высокой мобильности трудовых и финансовых ресурсов;
— задачи разработки документов будут включать не только размещение объектов капитального строительства, но и комплексы мер по формированию благоприятной среды жизнедеятельности;
— будут найдены механизмы, эффективно связывающие стратегию развития с текущими задачами территориального развития, задачи землеустройства будут подчинены задачам создания благоприятной среды жизнедеятельности.
Документы градостроительного планирования «второго поколения», с нашей точки зрения, должны в обязательном порядке базироваться на положениях утвержденных документов территориального стратегического планирования, стратегического планирования развития городов. Нормативно-правовая база градостроительной деятельности должна пополниться, получить развитие на этом важнейшем направлении.
Документы градостроительного планирования будут со временем базироваться на положениях утвержденных документов градостроительного стратегирования — методологически и методически вновь определившейся сферы научно-прикладной и проектной деятельности, которой необходимо получить должное нормативно-правовое обеспечение. В том числе за счет внесения соответствующих изменений, дополнений в Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ.
Градостроительное стратегирование (сити-стратегирование) должно, в частности, решать задачу оптимизации размещения стратегически важных ресурсно-аттрактивных объектов. Градостроительное стратегирование должно базироваться на адекватном понимании закономерностей развития городов, городских форм расселения. Для этого должно быть обеспечено выстраивание типологий городов и их ранжированных рядов, определение возможных траекторий их развития. Градостроительное стратегирование должно адекватно планировать системные действия (комплекс мероприятий) по формированию и совершенствованию транспортного каркаса территорий.
Мы понимаем, что обсуждение такой сложной тематики, как градостроительное и территориальное стратегическое планирование в постсоветской России, предопределяет неоднозначность и определенную спорность сделанных нами выводов, уязвимость, недостаточность в чем-то их аргументации по предложенным концептуальным тезисам. Но мы ставим себе пока в качестве главной задачи привлечение внимания к основной проблематике этой сферы деятельности, инициацию соответствующих дискуссий для того, чтобы путем общих усилий искать ответы на наболевшие, сложнейшие вопросы, связанные с планированием развития территорий, поселений, городов.