Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Управление развитием территории/№3_2010/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Развитие рынка геоинформационных систем инвестора в России

Пути организационной реализации в регионах


Д.Р. Струков (Информационно-консалтинговая группа «Центр пространственных исследований»)

Струков Д.Р.
В последнее время в Российской Федерации развивается рынок решений, объединенных брендом «ГИС инвестора», направленных на предоставление инвесторам или компаниям, их окружающим, эффективного инструментария для предварительной оценки инвестиционной привлекательности. Такие решения формируются как часть программы по брендированию территории субъекта (города), представляя через Интернет имидж территории, ее ресурсы, выделяя инвестиционный потенциал, демонстрируя возможности и предложения по земельным участкам, объектам недвижимости, туристическим достопримечательностям и т.д. В Рунете уже существует три ГИС инвестора: Санкт-Петербурга, Кировской области и г. Кирова, Самарской области и г. Самары. В последние годы развитие региональных геоинформационных систем и геоданных, развитие ДЗЗ, распространение схем стратегического планирования, генеральных планов, нормативно-правовые аспекты, программы диктуют стремительное развитие таких систем в регионах России.

Как реализовать систему? Существует два подхода к созданию такого рода решений.
1. Создание ГИС инвестора как отдельного проекта в рамках программы социально-экономического развития региона путем создания соглашений между органами исполнительной власти (ОИВ) на основании «местных» распоряжений глав администраций. Этот проект рассматривается как часть комплекса мероприятий по продвижению региона, привлечению инвестиций в регион. Ответственным Комитетом должен быть Комитет по экономике или Комитет (Департамент) по инвестициям, в редких случаях это могут быть земельные, градостроительные комитеты.

2. Создание ГИС инвестора как часть инфраструктуры пространственных данных (ИПД) региона, которая так или иначе уже создается в некоторых регионах. ГИС инвестора может быть легко «сгенерировано» как отдельное прикладное решение на базе отдельных выборок из ИПД. Ответственным за данную ИПД, естественно, является Комитет по информационным технологиям государственной власти. Постановщиком технического задания, несомненно, являются ОИВ, отвечающие за улучшение инвестиционной привлекательности региона.

Общим у этих вариантов является ответственная организация в местных ОИВ, которая может сформировать задачу, учитывающую интересы инвесторов, желающих инвестировать в данную территорию, будь то инвестор-строитель или инвестор- турист.

Как правило, у инвестиционно привлекательных территорий выработаны необходимые меры, и даже собираются базы данных для этих целей. При создании ГИС инвестора акцент может быть и в сторону туризма для территорий, где особенно выражен рекреационный потенциал.
Вариант № 1 «Создание ГИС инвестора как инструмент продвижения города (субъекта)»

При этой схеме (рис. 1) создания исполнителем, формирующим и продвигающим ГИС инвестора, может быть организация, которая ответственна за PR-мероприятия, направленные на продвижение города. ГИС инвестора — это часть «буклета» города, характеризующего его имидж, его оболочку (бренд). Среди таких акций выделяются: выпуск журналов, организация мероприятий с привлечением инвесторов (семинаров, рассылок), выпуск каталогов, буклетов, участие в выставках для PR (региональных, международных, всероссийских), на которых демонстрируются инвестиционные возможности территории, и др. Причем на практике исполнителем может быть и коммерческая структура при обязательной поддержке ОИВ региона (Комитета по экономике или Комитета по инвестициям).
Рис.1. Организационная схема Вариант № 1 «Создание ГИС инвестора как инструмент продвижения города (субъекта)


Однако в последнее время наблюдается и другая тенденция: Департаменты и Комитеты по градостроительству, данных от которых в системе большинство, могут сделать ГИС инвестора как часть ИСОГД региона. Это тоже один из вариантов. Однако такая схема все равно потребует взаимодействия со структурой, отвечающей за PR города (маркетинг территорий).

Плюсы варианта № 1:

— Конкретная схема с конкретными целями как часть социально-экономического развития региона.
— Всю систему ведет одна организация, Заказчиком является постановщик задачи привлечения инвестиций, ответственность за результат несет также Заказчик.
— Хорошее знание предметной сферы побуждает внедрять действительно полезные сервисы и/или геоданные в системе.
— Срок реализации сравнительно невелик, однако для муниципального образования менее 100 тыс. человек такая система может быть «не по бюджету» либо делаться продолжительное время.

Минусы варианта №1:

— В Распоряжении могут быть не учтены специфические изменения в системе со временем. Возможно, со временем стоит подкорректировать данное Распоряжение.
— Требуются «целевые деньги» на обеспечение ГИС инвестора (закупка программного обеспечения, аппаратных средств и пр.), на первых этапах система затратна.
— Денег может не хватить на создание метаданных и других компонентов ГИС инвестора, облегчающего работу.
— Защиту информации должна обеспечивать ответственная организация и требовать это от подрядчика.
— Бюджет = бюджет на программное обеспечение + бюджет на аппаратные средства + бюджет на геоданные + бюджет на создание Web-приложения под задачи инвестора + бюджет на продвижение – система может быть затратной и реализуемой только на уровне субъекта или большого муниципального образования

При такой схеме реализации, конечно, важным аспектом является величина территории, а также уровень проникновения и качества базовых пространственных данных, геоданных (градостроительных, туристических, объектов строительства, инфраструктурных и пр.).

Здесь, перед созданием ГИС инвестора, необходимо произвести предпроектное исследование, сформировав Концепцию создания ГИС инвестора городе (субъекта) N. В Концепции исследуется вопрос о «скользких» моментах, которые могут быть очень затратными для ГИС инвестора региона. Например, наличие карт, наличие снимков, геоданных и т.д. При создании элементов системы «с нуля» ее цена резко растет. Среди других моментов Концепции: исследования инвестиционной активности данной территории, разработка этапов создания, проект Распоряжения и т.д.

Вариант № 2 «Создание ГИС инвестора как один из «продуктов ИПД»

Такая схема организации ГИС инвестора региона (субъекта) (рис. 2) подразумевает создание на начальном этапе региональной инфрастркутры пространственных данных (ИПД) на уровне субъекта и/или на уровне муниципального образования.
Рис.2. Организационная схема создания ГИС инвестора как подсистемы ИПД региона


В России активно создаются субъектовые ИПД начиная с момента подписания Правительством РФ Распоряжения от 21 августа 2006 г. № 1157-р. В последние годы эта деятельность уже получила развитие в некоторых субъектах, например Калужская, Волгоградская, Самарская, Кировская области, республика Татарстан, Пермский край и др. (подробно об итогах XVII Всероссийского форума: «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы», 2010). Причем ответственным ОИВ, как правило, становится Комитет по информационным технологиям субъекта.

С точки зрения ИПД региона ГИС инвестора является простым прикладным Web-приложением, которое может быть реализовано и в геопортале ИПД как подсистема (раздел), и/или на сайте ОИВ, ответственного за инвестиционную политику региона, как подраздел. Базовый набор пространственных данных, ДЗЗ, геоданные для ГИС инвестора субъекта при такой схеме берутся как выборки из ИПД региона. Причем постановщик задач (тот же самый Комитет по экономике или инвестициям) устанавливает эти выборки, а также — функционал и сценарии сервисов для работы Web-приложения для удобства пользователей – инвесторов или компаний, их сопровождающих. Причем благодаря метаданным такие выборки максимально упрощаются.

Таким образом, создавая только «оболочку» (Web-приложение с функциями и сценариями для инвестора), геоданные поставляются в систему оперативно из ИПД. Ответственной организации остается только сформировать и поддерживать комплекс PR-мероприятий по продвижению ГИС инвестора как части общей системы продвижения региона: журналы, внешний Web-сайт, рассылки, участие в выставках и т.д. При такой схеме исключается дублирование в создании геоданных, нет необходимости закупать программное обеспечение и аппаратные средства, таким образом — затраты на создание уменьшаются. Геоданные, аппаратные средства и программное обеспечение уже должны функционировать в рамках ИПД региона.

Плюсы Варианта №2:

— Бюджет = бюджет на создание Web-приложения под задачи инвестора + бюджет на продвижение. То есть бюджет на интеграцию и внедрение геоданных = 0, бюджет на аппаратные средства и программное обеспечение = 0.
— Защита информации присутствует, ответственность несет Комитет по информационным технологиям.
— Оперативное создание (если есть ИПД) ГИС инвестора в сравнительно короткие сроки.

Минусы Варианта № 2:

— Предполагает сначала создание дорогостоящего ИПД на уровне региона.
— Проблемы взаимодействия между ОИВ региона, а также между субъектовыми и муниципальными уровнями ОИВ.
— Отсутствие мотивов у ОИВ активно наполнять ИПД, отсутствие прямых распоряжений, обязывающих их это делать со стороны главы Администраций (есть только Программа ИПД, которую они формально заполняют).

Таблица. Сравнительный анализ функций, геоданных и сценариев работы с ГИС инвестора регионов России и системы «SF-Prospector», работающей более 10 лет в Правительстве г. Сан-Франциско (США) (Д. Струков, апрель 2010 г.)

Выводы

Выбор той или иной схемы создания ГИС инвестора зависит прежде всего от понимания ОИВ субъекта целесообразности создания такого продукта (инструмента) у себя в регионе, особенно — у постановщиков задач, чьи функции прямо решаются этим инструментом. Такое осознание должно быть и у главы администрации, у ответственных комитетов или департаментов, которые должны использовать этот эффективный инструмент для задач привлечения инвестиций и связи с инвесторами наряду с комплексом мер по привлечению и брендированию. Эффективность инструмента при достижении целей в привлечении инвестиций уже показала себя в ряде субъектов: Санкт-Петербург, Кировская область и г. Киров, Самарская область и г. Самара, в которых создание продукта велось и ведется по-разному. Для Санкт-Петербурга, например, достаточно кликнуть и суммировать количество стратегических проектов, которых стало в два раза больше на общую сумму в миллиарды долларов.

Конечно, при наличии отлаженной региональной ИПД, с развитием рынка ГИС инвестора, самих Web-GIS (геопортальных) технологий стоимость такого инструмента для региона минимизируется. Но, к сожалению, не все ИПД готовы, прежде всего организационно. Поэтому, чтоб этот процесс не тормозил создание ГИС инвестора конкретного региона, необходимо находить комбинированные схемы создания ГИС инвестора как части существующих ГИС, муниципальных ГИС, ИСОГД или пилотных ИПД. Причем возможны модели окупаемости системы через какое-то время с предоставлением инвесторам платных Web-сервисов подробной информацией. Все это необходимо учитывать в предпроектной части Концепции ГИС инвестора региона, запланировав его стратегию создания, модернизации, поддержки, продвижения на долгие годы вперед.

При принятии решения о создании ГИС инвестора важно учесть инвестиционные возможности региона, его ИТ-инфраструктуру и, главное, желание (политику) руководства занимать достойное место в списке инвестиционно привлекательных городов и регионов России.

При этом необходима готовность действовать открыто, хотя бы вследствие Распоряжения от 15 июня 2010 г. № 982-р В. Путина «О совершенствовании правового регулирования градостроительной деятельности, осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности», в плане мероприятий к которому значится, например, «возложение на органы государственной власти, органы местного самоуправления обязанности по опубликованию на официальных сайтах в сети Интернет информации о наличии земель и земельных участков».



См. также:
Каталог Организаций:
   - Центр пространственных исследований
Каталог Авторов:
   - Струков Д.Р.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Самарская область
Страны и регионы / Россия / Приволжский ФО / Кировская область
Страны и регионы / Россия / Северо-Западный ФО / г. Санкт-Петербург
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Инфраструктура ПД
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №3_2010
Страны и регионы / Др. страны / США
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: УРТ №3_2010
Цитирумость документа: 1
21:02:07 24.11 2010   

Версия для печати  

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.02292799949646 sec, Question: 121