Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Публикации/Наши издания/Пространственные данные/Содержание журналов/№ 2 (2010)/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  














Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться


width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Российский рынок космических данных ДЗЗ. Результаты опроса поставщиков: А.Д. Доброзраков, эксперт комитета «Рынок получения и использования данных космического зондирования» ГИС-Ассоциации

Основным сдерживающим фактором является несовершенство действующей нормативно-методической базы, которая должна предписывать использование космической информации для решения конкретных тематических задач



Какие события на рынке данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы могли бы выделить в качестве наиболее важных в мире и России?

В 2009 г. рынок материалов космической съемки качественно изменился: появилась информация со спутника GeoEye-1 и возросло число доступных радиолокационных спутников высокого пространственного разрешения. Это увеличило гарантии своевременной съемки заявленных территорий и позволило перейти от создания демонстрационных проектов на основе этой информации к ее производственному использованию.

Какие тенденции использования данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы хотели бы отметить в качестве ключевых, каков в этом отношении ваш прогноз на 2010 г.?
Расширение сферы использования космической информации в связи с увеличением пространственного разрешения оптических и радиолокационных средств.

В 2010 г. Индия должна укрепить свои позиции среди ведущих космических держав, предложив к продаже космическую информацию с пространственным разрешением 0,8 м.

Будет запущен второй радиолокационный спутник TerraSAR для организации съемки в режиме тандема. Это должно позволить получить цифровую модель рельефа с лучшей точностью, чем была достигнута при экспериментах в оптическом диапазоне спектра.

Роста объема продаж материалов космической съемки в России в 2010 г., скорее всего, не произойдет. Это связано с тем, что работы по развитию национального рынка материалов космической съемки выпали из зоны интереса государственных структур.

Ввод в эксплуатацию в 2010 г. спутника WorldView-2 и тандема TerraSAR еще более усилит привлекательность космической информации. Мировые продажи космической информации должны заметно вырасти. Однако на России это не скажется, так как причина стагнации отечественного рынка материалов дистанционного зондирования Земли имеет специфические корни.

На темпы развития мирового рынка материалов космической съемки должны повлиять результаты экспериментов со стереоснимками со спутника WorldView-2 (см. www.giza.ru/61210.html ), согласно которым погрешность измерения высотной составляющей цифровой модели рельефа составила 0,3 м, что до сих пор было недостижимо при обработке космической информации.

Не менее интересной оказалась информация о технологических достижениях, реализованных при создании радиолокационных систем. В настоящее время созданы авиационные радиолокационные съемочные системы, позволяющие получать изображения с пространственным разрешением 30 см в Х-диапазоне и 5 см в К-диапазоне.

Это создает условия для дальнейшего развития космических съемочных средств и подготовки рынка к использованию их информации.

В связи с этим можно ожидать использования этих достижений в зарубежных радиолокационных космических системах 2015–2018 гг.

Какие факторы сдерживают рост продаж данных космического зондирования Земли в РФ?
Основным сдерживающим фактором является несовершенство действующей нормативно-методической базы, которая должна предписывать использование космической информации для решения конкретных тематических задач.

Вторым по важности ограничивающим фактором является недостаток демонстрационных материалов, подтверждающих высокую эффективность использования информационной продукции, созданной на основе космических снимков, при ведении бизнес-процессов хозяйствующих субъектов. Без таких материалов достаточно трудно убедить лиц, принимающих решения, в необходимости серьезных инвестиций в создание и внедрение технологий дистанционного зондирования Земли в производственную деятельность корпораций.

По моему мнению, демонстрациионные и пилотные проекты должны включаться в смету строительства перспективных космических систем.

Отсутствие крупных потребителей космической информации на российском рынке. Например, ОАО «Газпром», которое более других нефтегазовых корпораций работает с материалами авиа- и космической съемки, удовлетворяет свою потребность в материалах космической съемки не боле чем на 1% от потенциальной емкости корпоративного рынка.

Возможно, при участии государства в работах по внедрению технологий дистанционного зондирования Земли в деятельность нефтегазовых корпораций ситуацию можно было бы изменить. Однако технологии государственно-частного партнерства в этой области пока не разработаны, а предлагаемые варианты убыточны для коммерческого инвестора.

По-прежнему существует правовая неопределенность в вопросе секретности космической информации высокого пространственного разрешения, которая при этом свободно распространяется через сеть Интернет.

Каковы, на Ваш взгляд, причины, сдерживающие использование данных спутника «Ресурс-ДК» в стране?
Основные причины, сдерживающие использование национальной космической информации в РФ, связаны с принципами формирования Федеральной космической программы и требований к характеристикам съемочных средств. По сложившейся традиции, параметры космических средств определяются их разработчиками, а не потребителями информации.

При этом в проект создания якобы перспективных космических средств закладываются требования, соответствующие характеристикам уже имеющейся на национальном рынке продукции. Это вызвано противоречиями интересов производителей и потребителей. Первые заинтересованы без риска освоить выделяемые бюджетные ресурсы, а вторым нужна информация мирового уровня качества.

Без участия потребителей в финансировании космических проектов, со всеми вытекающими последствиями, в обозримой перспективе ситуация не изменится.

Спутник «Ресурс-ДК» имеет низкую производительность, ограниченные возможности по передаче многоспектральной информации, по материалам его съемки невозможно построить цифровую модель рельефа и т. д.

Его продукция не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами, а принятая процедура заказа съемки еще больше снижает интерес к этим данным потенциальных потребителей.

Необходимо выполнять новые разработки с прогнозными требованиями, опережающими характеристики информационной продукции, уже представленной на национальном и международном рынках.

В противном случае отечественные перспективные космические средства будут всегда отставать по своим информационным возможностям от лучших мировых достижений на 10–15 лет.


См. также:
Каталог Оборудования:
   - WorldView-1
   - GeoEye-1 (спутник ДЗЗ)***
   - TerraSAR
Каталог Авторов:
   - Доброзраков А.Д.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / ДДЗ
Публикации / Наши издания / Пространственные данные / Содержание журналов / № 2 (2010)
Данные
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: Пространственные данные №2 (2010)
Цитирумость документа: 4
01:42:52 30.11 2010   

Версия для печати  

© ГИС-Ассоциация. 2002-2016 гг.
Time: 0.022238969802856 sec, Question: 114