Российский рынок космических данных ДЗЗ. Результаты опроса поставщиков: М.Ю. Александров, генеральный директор компании «Гео-Альянс»
По моему мнению, единственно правильная модель ведения продаж данных космического зондирования Земли в России — развитие дистрибьютерской сети, состоящей из нескольких профессиональных партнеров
Какие события на рынке данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы могли бы выделить в качестве наиболее важных в мире и России?
В России основным итогом деловой активности компаний в 2009 г. был тот факт, что объем продаж данных космического зондирования Земли не уменьшился, несмотря на кризисные явления, характерные для экономики в целом. Применительно к деятельности компании «Гео-Альянс» можно отметить рост продаж на 20%. В мировом масштабе — на орбите появилось несколько новых интересных спутников. В целом рынок растет, однако выделить наиболее значимое событие затруднительно.
Какие тенденции использования данных космического зондирования Земли в 2009 г. вы хотели бы отметить в качестве ключевых, каков в этом отношении ваш прогноз на 2010 г.?
В настоящее время более 30 аппаратов ДЗЗ активно используются в различных отраслях национальных экономик. В 2009 г. число спутников со схожими техническими характеристиками вновь увеличилось, в результате потребители имеют возможность выбирать наиболее подходящие по цене и качеству данные, а также комбинировать данные с различных сенсоров. В 2010 г. количество новых сенсоров, доступных для коммерческой эксплуатации, будет расти, и рынок продолжит развиваться по схожему сценарию. Стоимость данных для конечных пользователей будет снижаться, но незначительно.
Какие факторы сдерживают рост продаж данных космического зондирования Земли в РФ?
По моему мнению, единственно правильная модель ведения этого бизнеса в России — развитие дистрибьютерской сети, состоящей из нескольких профессиональных партнеров. Такая модель позволяет охватывать всех пользователей ДДЗ из многих отраслей народного хозяйства. Достигается необходимый уровень технической поддержки, оперативность и качество оказываемых услуг в условиях здоровой конкуренции возрастают в разы. Ориентация отдельных компаний-операторов на эксклюзивную компанию-поставщика неэффективна. Количество заказчиков и объем продаж резко уменьшаются. Как следствие — финансовые показатели компаний-операторов далеки от ожидаемых и возможных.
Каковы, на Ваш взгляд, причины, сдерживающие использование данных спутника «Ресурс-ДК» в стране?
Не вижу сдерживающих причин.