Маркер.ру: Роскосмос просит бюджет профинансировать создание российского аналога Iridium за счет ФЦП развития ГЛОНАСС
На сайте деловой газеты «Маркер» размещена статья Ивана Черебко «Роскосмос просит бюджет профинансировать создание российского аналога Iridium». Ознакомиться с публикацией полностью можно по ссылке - http://www.marker.ru/news/3075#content
Научно-технический совет Роскосмоса одобрил проект создания «Космонета» — глобальной системы мобильной связи на основе спутникового флота. Разработчики из госкомпании «Спутниковая система «Гонец» предлагают к 2016 г. создать российскую спутниковую систему связи на основе 48 низкоорбитальных космических аппаратов. Финансирование в объеме от 20 млрд руб. «Гонец» рассчитывает получить как в рамках ФЦП «Федеральная космическая программа», так и в рамках формируемой сейчас ФЦП развития системы ГЛОНАСС на 2012–2020 гг. Представители космической отрасли называют проект нереализуемым, указывая, что таким путем Роскосмос организует скрытое финансирование простаивающих научных коллективов.
Проект «Гонца» по ряду параметров близок к тому, что сейчас реализует американская компания Iridium Communications: голосовая связь по всему миру и глобальный спутниковый Интернет со скоростью 1 Мбит/сек. Главное, что роднит «Космонет» с Iridium, — наличие связи между спутниками. Во всех случаях, кроме Iridium, спутники связи работают «космическими антеннами»: принимая сигнал с Земли, они отправляют его обратно на Землю.
Спутниковая связь — профильная деятельность для «Гонца», сейчас компания действует как оператор спутниковой системы передачи данных, изначально предназначенной для разведчиков. В 1980-е гг. «Гонец» создавался для того, чтобы разведчики могли передавать данные в центр, используя компактные устройства. В этих целях создавалась низкоорбитальня спутниковая группировка: пролетая над передатчиком, спутник получал информацию, а пролетая над центром, ее сбрасывал. Сегодня спутниковая группировка «Гонец» используется и гражданскими потребителями — например, для мониторинга удаленных объектов.
«Космонет» — это заявка «Гонца» на повышение в статусе до мирового уровня. Для реализации проектов уровня «Космонета» такие компании, как Motorola, Loral Space и Qualcomm, создавали широкие международные консорциумы, размещали акции на биржах. «Гонец» всем этим заниматься не будет, так как рассчитывает получить деньги на создание «Космонета» из федерального бюджета. Сколько именно, в компании не конкретизируют. Неофициально один из руководителей компании сообщил, что минимальный бюджет проекта — 20 млрд руб.
Для сравнения: бюджет создания Iridium, спутниковый флот которой насчитывает 66 основных космических аппаратов, составил ,5 млрд в ценах 1997–1999 гг. В офисе Iridium Communications, к слову, «Маркеру» заявили, что они впервые слышат о намерении «Гонца» создать аналог Iridium и с интересом прочитают о столь амбициозном проекте.
Пока расчеты инициаторов «Космонета» оправдываются: по словам руководителя дирекции маркетинга и прикладных проектов «Гонца» Андрея Фионова, научно-технический совет Роскосмоса одобрил проект «Космонета», рекомендовав открыть финансирование научно-исследовательских работ в рамках Федеральной космической программы и работ по созданию спутников в рамках ФЦП развития ГЛОНАСС на 2012–2020 гг.
Идею включения проекта «Космонета» в ФЦП по ГЛОНАСС поддержал генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич: «Мы ведем сейчас активные переговоры с Iridium — они консультируются с нами по ряду вопросов создания Iridium Next. То есть мы обладаем ноу-хау, востребованным в том числе поставщиками передовых решений. «Космонет» — это как раз возможность реализовать наш научно-технический потенциал».
«Спутниковая связь — безусловно перспективное направление для России с ее расстояниями и разнящейся плотностью населения, — заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Борисов. — Но беда наших подобных проектов, в том числе и «Космонета», состоит в том, что мы забываем о главном: коммерческая составляющая подобных проектов не в космической группировке, а в абонентском оборудовании и сервисе внизу, на Земле. Мы потратили сотни миллиардов на спутниковый сегмент ГЛОНАСС и только 3% на создание абонентского оборудования, которое и определяет коммерческий успех проекта».