Студенты Стэнфордского университета проанализировали 55 тысяч писем, написанных 6400 известными респондентами с 1700-го по 1749 год. Карта «социальных сетей» того времени, составленная в Стэнфорде, хорошо показывает, какие территории в первой половине XVIII века входили в «культурную и научную Европу».
Исследователи из Стэнфорда справедливо пишут, что социальные сети – не очень современное явление. Задолго до того Facebook, Twitter или LinkedIn существовала так называемая «Республика писем» – обширная и сложная сеть интеллектуалов, связывающая лучших мыслителей Просвещения через национальные границы и языковые барьеры. В частности, в список тех самых 6400 респондентов входили Вольтер, Руссо, Линней, Ньютон, Дидро, Свифт, а также профессора и другие учёные того времени.
В частности, видно, что за пределами Европы респонденты в первой половине XVIII века также проживали в Индии (англичане, отправившиеся туда) и в английских колониях на североамериканском континенте.
Стоить добавить, что этот проект победил на конкурсе студенческих работ Североамериканского картографического информационного общества в 2009 году (хороший пример того, чем могли бы заниматься российские студенты, чтобы пробиться в западный научный мир).
Не трудно увидеть, что «культурная и научная Европа» в то время заканчивалась на Берлине и Вене. На восток от них простиралось «чёрное безмолвие». Эти границы чётко совпадали с тогдашним понятием «Европа».
Американский профессор Лари Вульф в своей книге «Изобретая Восточную Европу» (по иронии судьбы его книга была выпущена в Stanford University press, в 1994 году) пишет, как менялись границы Европы с течением времени. «Именно в XVIII веке ось воображаемой географии Европы была переориентирована с оппозиции Юг-Север, где роль отсталого и дикого была закреплена за Севером, на оппозицию Запад-Восток», – поясняет он. При этом под «Севером» в начале XVIII века понималась не только Скандинавия, но и Польша и Россия.
Балканский полуостров тогда воспринимался как Юг. Вульф пишет, ещё в 1720-е годы европейские интеллектуалы ездили учить арабский язык в Белград.
Постепенно граница Европы отодвигалась на Восток. Если в середине XVIII века она заканчивалась на Венгрии, Богемии и Польше, то ко времени наполеоновских войн граница уже проходила по Волге. Европа до Урала – это уже «изобретение» середины XIX века.
Сегодня можно видеть, как границы Европы снова отодвигаются на Запад. Достаточно взглянуть на купюру евро. Карта на этих банкнотах показывает, что восточная граница Европы проходит приблизительно по оси Киев-Новгород.