Дискуссия о системе требований к градостроительной документации нового поколения на 4-м семинаре градостроительных проектировщиков в Омске
В развитие статьи Петровича М.Л., Солодилова В.В. (ЗАО «Петербургский НИПИград») «Градостроительная документация после 2012 года: усложнение или упрощение?», опубликованной в журнале «Управление развитием территорий» №3 за 2010 год (см. http://www.gisa.ru/69922.html ), генеральный директор ИТП «Град» А.Н. Береговских продолжает дискуссию о сущностях градостроительной деятельности и документации, обеспечивающей практическую реализацию этой деятельности.
Какой должна быть градостроительная документация нового «второго» поколения постсоветского периода?
Градостроительство – это деятельность, направленная на создание и развитие благоприятной среды для жизни людей (деятельность человека – это часть его жизни).
Благоприятная среда – это устроенная территория, на которой человеку хорошо жить. Человек придумывает образ хорошей жизни и стремится к этому образу, создавая различные блага, изменяя и преобразовывая природную среду.
Коллективное, общественное, национальное понимание качества благоприятной среды выражается в виде принимаемых государством законов и правил. Градостроительная документация – это тоже часть правил.
Возможно, мы забегаем вперёд, и представляемые суждения могут показаться характеристиками не «второго», а «третьего поколения», и кто-то возразит, дескать, нельзя так быстро изменить мир, потому, что так быстро невозможно измениться самим.
Тем не менее, мы считаем, что уже сегодня нельзя представлять градостроительную документацию, как отдельный (несвязанный с другими) элемент управления развитием территорий.
Чтобы документация справлялась с задачами, возложенными на неё Петровичем М.Л. и Солодиловым В.В., а именно:
― обладала бы «большей открытостью и доступностью, должна войти в систему «электронного правительства»;
― территория и городское пространство будут представлены с помощью комплексных моделей, с использованием человеко-машинных методов принятия решений, позволяющих получать быстрый отклик на различные градостроительные инициативы;
― в документации в обязательном порядке будут выделены стратегические ориентиры пространственного развития, позволяющие городам и территориям успешно конкурировать между собой в глобальной транспортно-коммуникационной сети в условиях высокой мобильности трудовых и финансовых ресурсов;
― задачи разработки документов будут включать не только размещение объектов капитального строительства, но и комплексы мер по формированию благоприятной среды жизнедеятельности;
― будут найдены механизмы, эффективно связывающие стратегию развития с текущими задачами территориального развития, задачи землеустройства будут подчинены задачам создания благоприятной среды жизнедеятельности»,
она должна стать неотъемлемой частью комплексной системы, которую мы уже привыкли называть Информационно-аналитической системой управления градостроительным развитие территорий или ИАС УГРТ.
ИАС УГРТ – это четырёхкомпонентный комплекс, включающий нормативно-правовой, организационный, информационный и технологический блоки. Это комплекс знаний, ресурсов, методов и технологий, предназначенный для использования в качестве инструмента для эффективного управления развитием территорий.
Под развитием мы понимаем не примитивное увеличение застроенных площадей, а последовательное устройство жизни людей, включающей работу, проживание, отдых на территориях страны, направленное на постоянное улучшение качества среды, качества жизни или, выражаясь нормативным языком – направленное на достижение устойчивого развития территорий.
Для достижения названной цели разрабатывается градостроительная документация. В трёхтомном издании ИТП «Град» под общим названием «Управление развитием территорий и градостроительная документация» мы рассматривали каждый из видов документов, определяя его предназначение. Путём решения обратной задачи, выяснив какой результат нужен от принятия генерального плана, проекта планировки или правил землепользования и застройки, мы выстраивали логику последовательности принятия градостроительных решений, определяя оптимальную структуру и содержание каждого проекта. Наиболее целесообразным в названном исследовании, мы признали разработку всего необходимого набора градостроительной документации в форме Комплексного проекта управления развитием территорий, включающего в себя, кроме набора бумажных и электронных документов, Базу градостроительных данных, состоящую из систематизированных пространственных объектов, характеризующих как современное состояние и использование территорий, так и планируемые изменения, основанные на принятых градостроительных решениях.
Но, в результате реализации Комплексных проектов, мы пришли к пониманию, что такой проект – хорош, однако его полноценное использование в регионах и отдельных муниципальных образованиях крайне затруднено. В чём причина недостаточности эффектов от применения Комплексного проекта?
Причина в ограниченных возможностях использования Комплексного проекта, в отсутствие системы мониторинга собранных в проекте знаний.
В отсутствии системы оценок последствий принятых решений.
В отсутствии нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих процессы применения документации для исполнения государственных и муниципальных функций.
В отсутствии административных регламентов предоставления государственных и муниципальных функций с использованием базы данных Комплексного проекта, в том числе в электронной форме.
Итак, что нового мы предлагаем, заменив Комплексный проект на ИАС УГРТ?
Мы предлагаем, «встроив» градостроительные данные (объекты опорного плана и объекты градостроительного регулирования) в систему управления, добиться высокой степени нужности градостроительных решений и градостроительной документации, обеспечив её разработку, корректировку и реализацию нормативно-правовыми, организационными, информационными и технологическими механизмами.
Для того, чтобы ИАС УГРТ могли создаваться повсеместно и приносить пользу развитию территорий в первую очередь необходимо всему сообществу (опять цитирую Петровича М.Л. и Солодилова В.В., подписываясь под сделанными авторами выводами) «задуматься о смысле градостроительной деятельности в нашей стране.
Мы уверены, что вообще назрела необходимость в серьезном осмыслении дальнейших направлений развития градостроительного законодательства. И для такого осмысления необходимо, в том числе, провести тщательный анализ градостроительной документации, разработанной в 2004 – 2010 годы, сформулировать выводы и предложения, очень на то похоже, по усложнению требований к этой документации, дальнейшему развитию градостроительного законодательства, в первую очередь, Градостроительного кодекса РФ.
Важнейшими задачами, по меньшей мере, предстоящего десятилетия - этапа завершения становления системы градостроительной деятельности постсоветского типа – следует считать восстановление эффективных механизмов управления развитием общественного пространства, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры городов, переход к доминированию системно-целостных, парадигматических подходов к восприятию и организации территориальной, планировочной структуры».
Для достижения поставленных авторами статьи целей, мало говорить только о реформировании Градостроительного законодательства. Суть градостроительного права в том, что это право комплексное и компромиссное, эмпирическое, связанное неразрывно со многими другими отраслями (земельное, природоохранное, лесное, водное, жилищное и т.д.).
Невозможно говорить о высоком качестве градостроительных решений, если они разрабатываются в отрыве от стратегических и программных направлений социально-экономического развития. Следовательно, система требований к подготовке градостроительной документации должна включать в себя и требования к исходным данным, и требования и результатам, основанным на установленных показателях социально-экономического развития территорий. А чтобы было обеспечено единство управления в различных сферах деятельности людей, необходимо, чтобы система требований для градостроительства была гармонизирована с требованиями во всех сферах управления развитием территорий (землеустройство и управление недвижимостью, жилищно-коммунальный комплекс, охрана природной среды, охрана памятников истории и культуры, транспорт и навигация и др.).
Важнейшим элементом, обеспечивающим надёжность и эффективность ИАС УГРТ должна стать инфраструктура пространственных данных (ИПД), созданная в соответствие с единой системой требований.
Мы приглашаем к дискуссии «О законодательстве, о новых требованиях к градостроительной документации, которые необходимо вырабатывать, о создании комплексных систем управления развитием территорий» всех заинтересованных лиц.
Этой теме будет в четвёртый раз посвящён семинар градостроительных проектировщиков, к участию в котором мы приглашаем руководителей государственных и муниципальных органов, уполномоченных в сфере градостроительства.
Настоящее профессиональное представление о требованиях к продукту могут выработать только производитель и потребитель вместе.
Ход подготовки семинара (проектная программа, список приглашаемых участников, место проведения, условия участия) подробно освещаются на http://www.itpgrad.com/
ИТП «Град» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации