Ю. Алексеев (Космическое агентство Украины): мы потеряли производственные мощности, людей и скорость…
На портале «Главред» размещено интервью с главой Государственного космического агентства Украины Юрием Алексеевым о проблемах и перспективах космической отрасли. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке - http://www.glavred.info/archive/2011/02/21/160558-8.html
— Юрий Сергеевич, расскажите, как создавалось ГКАУ, с каких позиций стартовала украинская космическая отрасль, и кто стоял у ее истоков?
— Наше Агентство было создано указом президента Леонида Макаровича Кравчука в 1992 году. На момент развала СССР у нас был крупнейший в мире завод «Южмаш», крупнейшее в мире конструкторское бюро. Выпускали уникальнейшие ракеты – как боевые, так и космические. Они нормально использовались вплоть до последних лет, и сейчас мы на их базе разрабатываем свою технику. Так появились проекты «Морской старт» и «Наземный старт», проект «Днепр» на основании конверсионной ракеты SS-18, на которой запустили более 50 спутников.
— Что было приобретено за годы независимости, а что - утеряно?
— Я считаю, что в первую очередь мы потеряли производственные мощности. «Южмаш» раньше делал порядка ста ракет в год. Разных – и космических, и боевых… Сегодня у него в заказе находится максимум шесть-десять ракет. Соответственно, мы потеряли и людей, и некоторые технологические процессы. Потеряли скорость, с которой раньше создавали продукт.
С другой стороны, нельзя сказать, что мы сегодня используем исключительно наработки Советского Союза. Ну вот, например, наш первый «свой» прорыв – «Морской старт», Sea Launch.
Мы также здорово продвинулись в создании спутников дистанционного зондирования Земли. Построили спутник для Египта – EgyptSat: оптику сделали на заводе «Арсенал», часть деталей – на львовских предприятиях, вышло очень качественно. Опять-таки, это было сделано на научном заделе СССР, но в самом СССР такого не делали.
— С какими странами мы сотрудничаем, а с какими – конкурируем?
— Не будучи членами Европейского космического агентства, мы активно участвуем в европейских космических программах. Так, сегодня создается ракета легкого класса «Вега», - КБ «Южное» и Южмаш привлечены для создания двигателя для четвертой ступени. Это тоже уже разработки постсоветского периода. «Зенит» уже в новом, трехступенчатом, облике вернулся на Байконур. 20 января т.г. был запущен «Зенит» с новым разгонным блоком «Фрегат» производства НПО Лавочкина, который вывел на орбиту спутник российской разработки «Электро-Л».
В Европе для нас друзья и, одновременно, конкуренты – разве что Франция и Германия. И все. Больше мощных космических государств в Европе нет.
— Ряд предприятий, связанных с советским ОПК, после развала СССР остался не у дел – исчез госзаказ, а найти достойные рынки сбыта продукции не удалось. Как решали эту проблему предприятия украинской космической отрасли?
— Мы постепенно шли к широкой международной кооперации. Вместо оборонных заказов благодаря правильной политике руководства НКАУ мы вышли на международный уровень и занялись гражданскими коммерческими проектами.
Мы с удовольствием даем возможность всем нашим предприятиям работать с иностранными фирмами. Многого достигли КБ «Южное» и его управление международных отношений. Предприятия стараются проникнуть в каждую щелочку на рынке. Была большая программа по адаптации к новым условиям. Ведь раньше мы были сверхзакрыты, вся отрасль была одним большим секретом – все-таки работали на оборону СССР. Сейчас же наоборот, ежесуточно и ежечасно ищем новых партнеров, в том числе и на Западе. Хотя сложно. Ведь как работает то самое Европейское космическое агентство? Каждый платит свой взнос и получает свое задание. Все стараются свои технологии сохранить у себя.
При этом мы постоянно сталкиваемся с нехваткой средств. Средний годовой объем госфинансирования – процентов 40 от определенного соответствующими программами. Соответственно, тормозится развитие – мы не занимаемся новыми материалами, мало занимаемся новыми технологиями. Свой аналог EgyptSat-а, уже для Украины, мы сделали на пределе возможностей. Конечно, если бы нас финансировали согласно плану, мы бы сейчас уже имели побольше. Так, у нас были планы запустить небольшой спутник, совместно с Академией наук – не вышло. У нас сохраняется замечательная наземная структура – тот же великолепный центр в Евпатории, где мы можем обслуживать дальний космос. Сегодня у нас подписан договор с Российским космическим агентством о возможном использовании этой инфраструктуры для полетов на Марс.
Наше правительство при этом, увы, не понимает, что в этой отрасли надо сначала что-то вложить, чтобы что-то приобрести. Вот за десять лет нас профинансировали, условно говоря, на 950 миллионов. А наши предприятия за этот же период уплатили в бюджет более 3,5 миллиардов в виде налогов!
— Есть еще одна проблема, актуальная для большинства отраслей, некогда связанных с советской «оборонкой»: старение кадров. Насколько она актуальна для украинской космической отрасли?
— Очень актуальна! Мы ежегодно увеличиваем количество абитуриентов, обучаемых по госзаказу, только ни один из них в итоге не приходит к нам. При этом мы поломали систему подготовки мастерового состава: фактический развал системы ПТУ и техникумов привел к нехватке таких вот кадров. Ряд предприятий держится на пожилых сотрудниках, средний возраст – 56 лет. Это ненормально. С другой стороны, из-за малого финансирования не получается закупать оборудование, которое могло бы дополнительно автоматизировать и облегчить производство.
Привлекать молодых людей в нашу сферу сложно. При очень небольшом финансировании и жестких условиях налогообложения высокие зарплаты делают нашу продукцию дорогой и, соответственно, нерентабельной. Но для молодежи мы разработали ряд социальных программ. В отрасли работает совет молодых специалистов.
— Если говорить о конкретных проектах – в каком состоянии сейчас находится тот же Sea Launch? А другие разработки?
— На Sea Launch сейчас идет реструктуризация – если раньше ведущую роль играл Боинг, то теперь будет НКК «Энергия». Подписаны контракты на десять пусков. Плюс мы активизируем контакты с Роскосмосом – недавно был запущен российский спутник. Продолжается программа «Наземный старт» - осуществлено пять пусков «Зенита» с Байконура. Вышли на финишную прямую по проекту «Циклон-4». Завершили всю документацию, подготовили оборудование в Харькове, Мариуполе, Киеве и Днепропетровске. Будем ждать решения Президента относительно дофинансирования проекта. Фактически сейчас он у нас основной. Мы заканчиваем отработку узлов, бразильцы завершают расчистку джунглей, подводят дороги, другие работы по созданию необходимой инфраструктуры.
В скором времени может быть запущен спутник Сич-2 – он уже месяц на пусковой базе. Планируется запускать в рамках программы «Днепр». Таким образом, у Украины скоро должен появиться свой спутник дистанционного зондирования Земли с хорошими параметрами.
Также заключен контракт с токийским университетом о работах над созданием наноспутника. Определенный договором срок – три года.