Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Новости/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  


Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Коммерсант BG: "М2М-технологии в службах быстрого реагирования"

На сайте Коммерсант Business Guide опубликована статья А.Героевой "М2М-технологии в службах быстрого реагирования". Полная версия статьи доступна по ссылке - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1586068.

Жизнь в современном мегаполисе невозможно представить себе без автоматизированной системы управления транспортной инфраструктурой. Автоматизация рутинных процедур и перераспределения ресурсов позволяет оперативным экипажам добираться до места назначения в несколько раз быстрее. Мировой опыт внедрения телематических систем в помощь службам быстрого реагирования подтверждает их явную необходимость. В России телекоммуникационные системы на транспорте только начали внедрять.

Нашествие с востока
Одной из первых стран, где все автомобили без исключения было решено связать в единую систему за счет установки специального навигационного оборудования на каждый из них, была Япония. Здесь в середине 80-х годов прошлого века всю дорожную сеть страны оснастили интеллектуальной транспортной системой, которая подразумевала тотальную автоматизацию управления дорожным движением. Новшество подразумевало создание диспетчерской системы быстрого реагирования на всевозможные происшествия под названием ecall. Она была создана для мониторинга транспорта, определения состояния и местоположения автомобиля, передачи пользовательской информации и управляющих сигналов и обеспечения двухсторонней связи между водителем и диспетчером.

Тем самым власти Японии решили не столько упорядочить движение, сколько снизить смертность на дорогах. И им это удалось. "Особенность заключалась в том, что каждый автомобиль в этой стране был оборудован так называемым абонентским телематическим терминалом — бортовым навигационно-коммуникационным оборудованием, которое при возникновении происшествий передавало сигналы в диспетчерский центр. И диспетчеру, который получал консолидированные данные, оставалось собрать информацию и сориентировать автомобили экстренных служб,— говорит директор по развитию бизнеса ГК "Эшелон Геолайф" Игорь Хереш.— В результате существенно снизилось количество смертей в самых разных ДТП. В 2009 году в Японии погибло около 5 тыс. жителей. В планах страны количество погибших в ДТП снизить до нуля".

Как объяснили в российской Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", не только в Японии, но и вообще во всех зарубежных странах уже давно признали так называемое правило золотого первого часа, в течение которого потерпевших еще можно спасти. И неуклонно этому правилу следуют. "Точной статистики об охвате системами транспортного мониторинга спецтранспорта за рубежом по крайней мере наша организация не ведет. Но с уверенностью можно сказать, что в западных странах давно осознали незаменимость таких систем, активно их применяют и добились неплохих результатов",— говорит Владимир Климов, исполнительный директор ассоциации.

Спасать по-американски
Другие развитые страны тоже постепенно оснащают национальную транспортную сеть телекоммуникационными терминалами. В США с 2001 года разрабатывался так называемый проект E911, обеспечивающий возможность автоматической передачи информации о местоположении телефона при звонках во всем известную службу спасения "911" (не секрет, что местоположение пользователя можно определить триангуляций — оценивая мощность сигналов ближайших к его сотовому телефону базовых станций GSM-сети). Американская комиссия по связи разрешила передачу данных о местоположении абонента при совершении звонков в экстренную службу — это был первый этап внедрения системы. Следующим этапом совершенствования новой системы стало обновление инфраструктуры служб экстренного реагирования. Согласно новому плану технической модернизации, каждый пострадавший может передать в службу "911" голосовую, текстовую и даже видеоинформацию с места происшествия. Причем не только с мобильного телефона, а с любого устройства связи. При этом экстренные службы при приеме звонков будут иметь возможность получать данные о местоположении от сотовых и фиксированных телефонов, датчиков и других устройств, в том числе установленных на автомобилях и автоматически срабатывающих при авариях. Исследованиями и разработками автоматизированной системы NG9-1-1 министерство транспорта США занимается с 2006 года. В 2010 году завершились все тестовые работы. В течение текущего года США планируют полностью перейти на систему NG 9-1-1.

Европа: единого стандарта нет
Немного сложнее ситуация с внедрением телематических систем в помощь службам быстрого реагирования сложилась в объединенной Европе. Для стран Евросоюза с 2001 года разрабатывается свой проект eCall. "Унифицированного стандарта здесь пока нет. Он появится к 2013 году",— говорит И.Хереш.

Но стандарт, уверены специалисты, обязательно появится. К 2013 году на всех новых автомобилях, продаваемых в странах-участниках, должны быть установлены навигационно-коммуникационные устройства, которые срабатывают при аварии и передают по каналам GSM-связи через номер 112 информацию об автомобиле и его координатах на ближайший или наиболее удобный пункт обработки вызовов.

Некоторые страны Евросоюза, не дожидаясь судьбоносных законов, уже начали внедрение систем на некоторых видах транспорта. Например, в Германии с 2005 года навигационно-связными приборами GPS оборудуют фуры грузоподъемностью свыше 12 тонн. А в Швеции примерно с того же времени оснащают грузовики массой свыше 3,5 тонны. Сделали это для регистрации автомобилей при пользовании платными дорогами.

Проект eCall в европейском пространстве развивается медленно. Объясняется этот факт в первую очередь задержкой в развертывании европейской спутниковой системы Galileo и административными сложностями принятия коллективных решений в соответствии с регламентами Евросоюза. Для ускорения процесса по eCall в феврале 2009 года был создан координационный совет (European eCall Implementation Platform). Этот координационный орган объединил все заинтересованные во внедрении системы стороны. На заседании Еврокомиссии 22 марта 2010 года было решено, что в начале марта 2011 года Еврокомиссия внесет в Европарламент проекты нормативных правовых актов по введению в действие системы eCall.

Российский опыт
Процесс внедрения систем мониторинга и управления транспортом в России начался сравнительно недавно. Президентский указ "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ЭРА ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" вышел в мае 2007 года. Согласно ему, вначале на средства федерального и местного бюджетов оснастят приборами спутниковой навигации общественный транспорт, а также машины МВД, МЧС и скорой помощи.

Планируется, что система ЭРА ГЛОНАСС позволит в автоматическом режиме за счет датчика удара или ручном режиме за счет "тревожной кнопки" передать экстренным службам сигнал бедствия, включающий координаты места происшествия, а диспетчерам этих служб обеспечить скорейшее прибытие на место аварийных бригад, машин скорой помощи и милиции. Конечная цель оснащения автомобилей экстренных служб навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС/GPS и создания ведомственных диспетчерских и ситуационных центров — создание единой системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС.

Пока что в России терминалами спутниковой навигации оснащают транспорт служб быстрого реагирования. МВД и МЧС России, как и другие органы исполнительной власти, уже ведут работы по внедрению отечественных навигационно-информационных систем на базе технологий ГЛОНАСС. На этом рынке представлено несколько серьезных решений от российских разработчиков, отличающихся своими функциональными возможностями и использующими для передачи данных различные каналы связи (GPRS, УКВ и др.). В частности, компания "М2М Телематика" внедряет "Систему управления мобильными нарядами в ГУВД по г. Москве". "В рамках внедрения системы автомобили подразделений патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны оснащаются навигационно-связным оборудованием на базе ГЛОНАСС. Уже на этапе опытной эксплуатации решение доказало свою эффективность, повысило раскрываемость преступлений по горячим следам. В 2011 году предполагается полностью оснастить транспортные средства ГУВД по г. Москве бортовым навигационно-связным оборудованием. Сейчас этот показатель составляет около 20%",— говорит Светлана Пчелинцева, директор службы по работе со спецпотребителями федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС.

Как говорят специалисты, пока что спецтранспорт в стране оснащается в тестовой версии и на фоне зарубежных стран Россия выглядит скромно. "В Москве сейчас примерно 10-12% машин от общего парка скорой обладают такими системами",— говорит Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум". Однако все ждут, что рынок разовьется. При этом эксперты подчеркивают, что, развивая собственную систему спутниковой навигации, российские специалисты будут разрабатывать и применять собственные наработки, а у западных производителей будут заимствованы общие системы решений реагирования в экстренных ситуациях.

Тем более что производителей телематического оборудования в РФ достаточно. Одна из таких компаний — "М2М Телематика", объединяющая разработчиков, производителей, системных интеграторов и поставщиков законченных решений и услуг на рынке транспортной телематики и спутниковой навигации. Сегодня приборами ГК "М2М Телематика" оборудовано более 1300 машин МЧС по всей России и более 1000 машин скорой помощи в 20 регионах страны, а также около 1300 патрульных машин ГУВД Москвы (в рамках внедрения "Системы управления мобильными нарядами") и более 200 машин фельдъегерской службы. Системы транспортного мониторинга внедряются и в провинции. В 2009 году в Барнауле 67 карет скорой помощи были оснащены оборудованием производства "М2М Телематики" на базе ГЛОНАСС. Применение телематических систем, как утверждают их производители, уже дало первые результаты. Например, в Хабаровске в результате внедрения систем мониторинга на базе ГЛОНАСС в одной из подстанций скорой помощи зафиксировали сокращение времени прибытия машины к больному в среднем с 19 до 16 минут. "В Барнауле время приезда бригад скорой помощи по вызовам снизилось с 21 до 10 минут, в результате примерно на 20% сократилось количество смертных случаев реанимационных пациентов. В Рязани успехи следующие: регулярность движения пассажирского транспорта возросла до 99,9%, а скорость прибытия бригад скорой помощи — на 10%",— говорит исполнительный директор ГК "М2М Телематика" А.Смятских.

Развитие с препятствиями
Наличие в нашей стране собственной глобальной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и внутреннего рынка с хорошим потенциалом создает предпосылки для развития новых успешных направлений бизнеса. Сами отечественные производители телематических транспортных систем считают, что российский рынок развивался бы намного быстрее, но ему мешает ряд факторов. До сих пор, по мнению некоторых из них, процессу мешало отсутствие единых стандартов. "Наши региональные партнеры, особенно в небольших проектах, часто сталкивались с различными самопальными подделками, единственным преимуществом которых была крайняя дешевизна. Приходилось доказывать, что наш продукт лучше и качественнее. Сегодня начинают приниматься национальные стандарты на системы мониторинга (ГОСТы), и мы ожидаем, что на рынке появится достаточно качественного оборудования, которое соответствует вышеуказанным стандартам",— говорит Алексей Смятских.

В то же время представители других компаний считают, что запуск спутников ГЛОНАСС еще не гарантирует России успешное повсеместное внедрение системы ЭРА ГЛОНАСС. По словам Игоря Хереша, очень важно обеспечить спутникам наземную поддержку. "В нашей стране кое-где уже внедрена система eCall и на некоторых машинах стоят абонентские терминалы. Но она работает далеко не так бесперебойно, как в той же Японии. В прошлом году в Сибири был такой случай: четверо мужчин отправились на охоту в машине, оборудованной нашей системой, и разбились, упав с обрыва. Мы в компании знаем место падения машины. Мы не можем дозвониться до клиента и спросить, в чем дело. Мы принимаем решение вызвать бригаду скорой. Но вызывали мы ее полдня. Потому что бригада находилась далеко и службы быстрого реагирования не поехали на место происшествия,— говорит Игорь Хереш.— И это не единичный случай, при котором нас подводят спасатели, милиция или медики".

Кроме того, по мнению Игоря Хереша, распространению телематических систем на российском транспорте пока что мешает высокая цена оборудования. "К примеру, одно устройство производства нашей компании с установкой стоит не менее 2-3 тыс. рублей. Сейчас это дорого. Стоимость может быть снижена при условии, если их будут массово устанавливать на автомобили. Опять же пока не ясно, кто будет платить за передачу GPRS-данных? Стоимость трафика при передаче данных об аварии может быть копеечная, но если умножить ее на количество ДТП за год, то получится очень и очень внушительная сумма",— говорит господин Хереш.

И все же, несмотря ни на какие трудности роста рынка, специалисты предрекают ему бурный рост капитализации в будущем. "Количество машин, оснащенных телематическими системами, в ближайшие годы должно увеличиться в разы,— говорит Владимир Климов из Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум".


См. также:
Каталог Организаций:
   - МЧС (Министерство чрезвычайных ситуаций)
   - М2М телематика
   - ГЛОНАСС/ГНСС-Форум
Каталог Оборудования:
   - ЭРА ГЛОНАСС
   - Galileo (EC)
   - ГЛОНАСС
   - GPS (Global Positioning System)

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Оборудование
Организации
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Оборона, правопорядок,ЧС
Тематич. разделы / Технологии
Страны и регионы / ЕС
Страны и регионы / Россия
Страны и регионы / Др. страны / США
Страны и регионы / Др. страны / Япония
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1586068
Цитирумость документа: 5
14:49:34 25.02 2011   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.047909021377563 sec, Question: 110