Александров В.Н., начальник НТУ Роскартографии обосновывает проблему
Проблемы информационного обеспечения процессов подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях приобретают исключительную важность. По оценке экспертов ООН до 80% объема данных, необходимых для органов государственной власти, представляют собой пространственно привязанную информацию, или информацию, отнесенную к каким-либо географическим объектам
Статьей 3 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 №24-ФЗ определены обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, а именно "создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России"ю
К настоящему времени практически во всех органах государственной власти, в том числе субъектах РФ, министерствах, ведомствах и коммерческих структурах накоплены значительные объемы различных данных, осуществляется разработка информационных систем для ведения автоматизированных отраслевых кадастров и создания различных баз данных. Вместе с тем, доступ к этим данным, их обработка и восприятие затруднены из-за разобщенности и разнородности, поскольку монопольным держателем этих данных приходится самостоятельно формулировать свои информационные требования при сборе и анализе различных данных, заниматься их идентификацией и классификацией, приобретать соответствующее программное и техническое обеспечение, решать проблему совместимости данных (форматы), их интеграции, генерализации и территориальной привязки с использованием разнообразной топографо-геодезической и картографической основы. И все это осуществляется в условиях ограниченного финансирования, в том числе из федерального бюджета, и дефицита квалифицированных специалистов.
Для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных, собираемых организациями разных ведомств сведений, относящихся к определенным участкам местности, объектам или субъектам, т.е. построение кадастров и реестров. Построение единой системы государственных кадастров и реестров РФ, ведущихся на единой географической информационной основе в соответствии с едиными правовыми, технологическими и экономическими нормами могло бы создать весьма важный особый вид государственных информационных ресурсов межотраслевого характера. Однако в большинстве случаев проводимые ведомствами работы по созданию государственных кадастров не согласованы между собой в организационных, методических, информационных и функциональных аспектах.
При существующем подходе к формированию государственных кадастров и регистров уже на этапе сбора возникает дублирование информации, которое на последующих этапах технологического цикла приводит к многократному вводу одних и тех же данных в базы данных различных ведомств и организаций дублированию при хранении. В тоже время такая технология не гарантирует полноту необходимых данных для каждого конкретного ведомства. Несогласованность форматов, хранимых в разных системах данных, сроков и техноллогий их обновления, использование различных лингвистических средств приводят к неоднозначности и противоречивости содержащейся в информационных системах разных ведомств информации и невозможности ее совместного использования.
В большинстве случаев практически отсутствует федеральный уровень кадастровых систем, что нарушает согласованность развития систем региональных информационных ресурсов, не позволяет оперативно использовать сопоставимую (по семантическим и технологическим параметрам) информацию из разных регионов. Это препятствует созданию единого информационного пространства страны и создает информационную оснлву для центробежных тенденций в экономике и политике.
Отсутствие единой системы государственных кадастров и регистров является серьезным структурным недостатком системы российский информационных ресурсов.
Возникла необходимость создания в стране инфраструктуры пространственных данных, которая означает создание необходимых условий для повышения эффективности получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных.
В развитых зарубежных государствах придается первостепенное значение созданию национальных баз или банков геопространственных (географичексих) данных, предназначенных для свободного доступа различных потребителей. Такая практическая работа ведется в США в соответствии с указом Президента США №12906 от 13 апреля 1994 г., Правительством Дании в 2002 г. принято специальное решение по этому вопросу. Аналогичные интенсивные работы ведутся в Великобритании, Японии, странах Западной Европы, Иране и других странах.
В последние годы во всем мире и в том числе в России происходит внедрение ГИС-технологий самого различного уровня и тематической направленности, в том числе и ГИС-технологий межгосударственного назначения и использования. Однако эффективность развития и внедрения ГИС-технологий в решаюшей мере зависит от наличия разнообразной современной информации и конкретных данных, сбор, систематизацию и обновление которых, в том числе их унификацию и классификацию целесообразно решать в рамках развития инфраструктуры пространственных данных.
Инфраструктура пространственных данных (ИПД) в Российской Федеоации может быть определена следующим образом:
- как система федральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, как основных потребителей информации для систем учета (кадастров различного вида) и систем поддержки принятия управленческих решений;
- как система изготовителей геопространственных данных;
- как наличие нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, технических стандартов и регламентов, определяющих характеристики баз геопространственных данных, а также порядок получения, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных;
- как наличие и функционирование фундаментальных баз данных (наборы данных), включающих геодезические сети, географические и топографические карты и планы, данные различных кадастров, материалы ДЗЗ, тематические пространственно привязанные данные и др.;
- как наличие технологической структуры, позволяющей осуществлять доступ к фундаментальным базам пользователей, а также средств интерпретации данных у потребителей.
Исходя из этого ИПД является основой национальных информационных ресурсов и выступает не только как средвтао их интеграции, но и является государственным экономическим механизмом управления.
В утвержденной в 2000 г. Президентом РФ Доктрине информационной безопасности РФ в состав ключевых требований по обеспечению национальных интересов включены следующие:
- усовершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов;
- развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов;
- использованием информационных ресурсов понимается осуществление на их основе информационного обеспечения процессов управления ... производство и распространение информационных продуктов и оказание информационных услуг гражданам и организациям.
Таким образом, основой ИПД должен быть постоянно поддерживаемый на современном уровне справочно-информационный фонд, как средство для сбора, систематизации, длительного хранения, регулярного обновления, генерализации и преобразования накопленных в России геопространственных и фундаментальных баз данных. Унифицированность средств предоставления и доступа к этим данным обеспечит их однозначное восприятие, толкование и использование на различных уровнях анализа, управленческой, хозяйственной и иной деятельности. Фонд может быть реализован в виде Государственной распределенной базы геопространственных данных.
Государственная распределенная база геопространственных данных (ГосБПД) предназначена для выполнения следующих основных функций:
- сбора, ведения и обновления имеющихся геопространственных данных с одновременной систематизацией (классификацией данных);
- поиска необходимых данных по заданным критериям;
- представления (оперативное документирование) выбранной информации в удобной для пользователя форме, в цифровом виде и на бумажных носителях;
- компоновки (сопряжения) геопространственных данных, полученных из различных источников;
- дополнительной обработки данных, определяемой поставленной потребителем задаче;
- выдаче справок по вопросам, связанным с объектами пространственной информации: их местоположения, содержании, природе, возможности использования существующей информации об этих объектах и др.;
- контроля достоверности и полноты данных, полученных из различных источников;
- оперативной обработке к Государственной распределенной базы геопространственных данных от различных потребителей (запросы из регионов, министерств, ведомств и других потребителей;
- обеспечение учета и документирования передаваемых данных;
- предоставления геопространственых данных в Интернет установленным порядком;
Предполагается, что геопространственные данные будут храниться в министерствах и ведомствах, субъектах РФ, органах местного самоуправления и других, создающих эти данные, организациях с различными формами собственности. Этим определяется распределенность Государственной распределенной базы геопространственных данных.
Государственная распределенная база геопространственных данных является информационной базовой основой для эффективного внедрения ГИС-технологий различного уровня и тематической направленности, например, ГИС ОГВ, ГИС "Субъект", ГИС СНГ и других, в том числе региональных, ведомственных и коммерческих, геоинформационных систем.
Государственный статус базы геопространчтвенных данных определяется следующими основными факторами:
- большая часть информации, накопленной в органах власти различного уровня, в министерствах и ведомствах создана в основном за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, поэтому является государственной собственностью и не подлежит безусловной монополизации ее держателями;
- все геопространственные данные, хранящиеся сегодня в различных органах власти, министерствах и ведомствах в различных стандартах (форматах, классификаторах, правилах цифрового описания) должны быть унифицированны в единую государственную систему классификации и кодирования для широкого ее использования различными потребителями;
- использование информации Государственной распределенной базы геопространственных данных различными потребителями должно быть регламентировано соответствующими государственными нормативными актами, определяющими порядок сбораЮ систематизации, унификации, хранения и выдачи информации потребителям, с учетом действующих основных законов РФ в условиях рыночной экономики;
Использование фундаментальных баз данных совместно с геоинформационными технологиями позволяет обеспечить органы государственной власти качественно новыми системами поддержки принятия управленческих решений, сделать работу органов власти прозрачной и доступной для населения.
Ключевым, интегрирующим звеном в инфраструктуре пространственных данных (ИПД) является унифицированная топографо-геодезическая основа.
К началу 2002 года территория РФ полностью покрыта цифровыми картами только мелкого масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000. Средств на создание цифровых карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000, пользующихся наибольшим спросом в органах государственной власти, катастрофически не хватает.
В России в настоящее время в цифровом виде, пригодном для обработки в клмпьюьтерных системах, представлено менее 1% материалов государственного картографо-геодезического фонда.
Вместе стем переход Правительства РФ концепции "Электронного правительства", который сейчас реализуется в стране, невозможен без всестроннего внедрения геоинформационных систем (ГИС). Во всех областях, где осуществляется учет и управление территориями, необходима пространственная информация, представленная в цифровом виде.
Проведенный Роскартографией анализ требований министерств и ведомств к картографическому и топографо-геодезическому обеспечению страны убедительно показал, что сложились объективные предпосылки для неотложного принятия комплексных мероприятий по созданию в РФ инфраструктуры пространственных данных.
Предложенный выше комплекс мероприятий по созданию в РФ инфраструктуры пространственных данных предусматривает совместную и скоординированную работу таких министерств и ведомств, как Минфин России, Минэкономразвития России, Роскартографии, МПР России, Минобороны России, Росгидромета, Росземкадастра, ФАПСИ, Росавиакосмоса и др.
Представляется целесообразным скоординировать усилия министерств и ведомств по созданию единой инфраструктуры пространственных данных в РФ.
С этой целью предлагается с участием заинтересованных министерств и ведомств РФ разработать Концепцию формирования и использования пространственных данных в РФ, а также предложения по ее реализации.