BBC обнародовала основные положения доклада Королевской инженерной академии Великобритании об опасности зависимости национальной инфраструктуры от системы GPS. По мнению британских инженеров, зависимость от одного провайдера услуг спутниковой навигации постоянно растет и может привести к катастрофе.
"Растущая зависимость от спутниковой навигации позволяет предположить катастрофические последствия технического сбоя, которые могут привести к серьезному экономическому ущербу или к гибели людей, — считает Мартин Томас, возглавлявший исследовательскую группу Королевской инженерной академии".
Эксперты разделяют возможные причины сбоя на природные, вызванные солнечной активностью и погодными аномалиями; и антропогенные, вызванные злонамеренным вмешательством. Одним из положений доклада является требование запрета средств радиоэлектронной борьбы и глушения радиосигналов, встречающихся в свободной продаже.
Британские исследователи отмечают, что полного представления о рисках зависимости государства и частных компаний от систем спутниковой навигации не имеет никто. Одной из рекомендаций доклада является предложение дублирования систем Navstar-GPS для минимизации возможных сбоев.
Infox.ru обратился за комментариями к генеральному директору компании «М2М электроника» Е.Белянко.
— Насколько велика в нашей стране интеграция решений спутниковой навигации в управлении транспортом, оперативными службами?
— Системы спутниковой навигации давно и успешно применяются для мониторинга и оперативного управления транспортом многими ведомствами, в том числе МВД. В частности, в Москве более 2−х лет действует система управления мобильными нарядами (СУМН), которая использует сигналы ГЛОНАСС и GPS. Аналогичные системы есть в МЧС и многих других государственных структурах.
— Каковы перспективы развития такой интеграции в ближайшем будущем?
— В России существует совокупность законодательных требований и подзаконных актов, которые запрещают создание систем в государственных интересах и (или) на государственные деньги, построенной только на основе GPS. Такие системы могут строиться либо на основе ГЛОНАСС, либо на основе двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS. Правительство России, безусловно, заинтересовано в развитии системы ГЛОНАСС, но это не единственная причина такого лоббизма.
— Реальна ли опасность зависимости от иностранного провайдера сигналов спутникового позиционирования? Могут ли сбои в системе спутниковой навигации привести к техногенным и гуманитарным катастрофам?
— Спутниковые навигационные системы являются неотъемлемой частью инфраструктуры современного общества, а любое общество заинтересовано в надежности своей инфраструктуры. Гораздо более вероятным, чем различные конспирологические сценарии, является технический сбой в навигационной системе. Например, существует вероятность очень сильной вспышки на Солнце, которая повредит часть спутников на орбите (одновременный выход из строя всех спутников нереален, а вот частичные отказы возможны). При этом приемник, который может принимать только сигналы ГЛОНАСС или только сигналы GPS, будет испытывать большие проблемы с навигацией.
— Появление подобной статьи в британской прессе – это начало PR-компании в поддержку европейской системы спутниковой навигации Galileo, или призыв к дублированию спутниковых систем альтернативными, наземными комплексами?
— Двухсистемный приемник, который одновременно принимает сигналы ГЛОНАСС и GPS, будет куда более устойчив к таким сбоям, и обычный пользователь, скорее всего, их просто не заметит. Большая надежность двухсистемных приемников ГЛОНАСС/GPS при работе в условиях города подтверждена на практике и хорошо известна специалистам. Очевидно, британские исследователи пришли к аналогичным выводам о необходимости широкого использования многосистемных навигационных приемников. Что касается дублирования спутниковых систем наземными комплексами, то при требовании к автономности таких комплексов (чтобы они смогли работать при отказе спутниковой группировки) их создание пока является дорогостоящим, и реальной альтернативой они не являются.