Проект "Яндекс.Пробки" появился в 2006 году. Сейчас в проекте участвует 1, 7 миллионов человек. Ежемесячно они присылают больше 3 миллиардов сигналов о ситуации на дорогах. По словам Е.Гребенникова, менеджера сервиса, за границей сбор информации о пробках – задача государственных органов. Они сами занимаются установкой датчиков, камер. Компании получают уже готовую информацию и обрабатывают ее.В России подобной инфраструктуры не существовало. Всю информацию о дорожной обстановке компании пришлось получать самостоятельно.
"В первые годы существования проекта пробки мы рисовали вручную", - вспоминает Гребенников. Получали звонки и SMS от людей, и эксперты рисовали карты, помечали зеленым, желтым или красным цветом дороги. Но скоро стало понятно, что нужно идти другим путем. Надо было придумать, как именно получать и обрабатывать данные по-другому.
Данные передают автомобилисты. Для этого им нужны телефон с Интернетом, GPS приемник и установленное приложение Яндекс.Карты с включенным режимом «сообщать о пробках».
Схема получения данных
Каждые несколько секунд устройство передает свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему Яндекс.Пробок. Кроме того, информацию передают и партнеры компании – в основном крупные логистические компании. От них поступает огромный поток информации – по какой улице и с какой скоростью двигаются автомобили. Эта информация попадает в анализатор. У GPS-приемников довольно большая погрешность в сигнале, до 50 метров. Например, автомобилист едет прямо до магистрали, а переданное изображение сильно скачет. Анализатор привязывает путь автомобиля к карте. Полученное изображение напоминает «кашу». На карте отображается большое количество участков, по которым автомобили движутся с разной скоростью. Эта «каша» попадает в агрегатор. Там вычисляют общую скорость движения на конкретных участках.
В итоге получается картинка, понятная пользователям. Собранные данные передают пользователям через мобильные платформы, по радиостанциям. В Москве информацию показывают экраны, расположенные рядом с крупными магистралями.
Как оценивается качество. Данные о пробках постоянно проверяются. Для этого разработана особая схема.
Выбираются несколько наиболее популярных маршрутов. По ним отправляются реальные автомобили, оснащенные GPS-устройствами. Отслеживая их путь, специалисты видят, как двигается поток машин в реальности. Потом информация сравнивается с той, которая есть на сервисе. Так называемых критических ошибок, когда в реальности улица стоит, а по картам она свободна, или наоборот, около процента.
Информация о состоянии дорог.
Информацию о состоянии дорог авторы проекта тоже добывали сами. За последние три года у них появились данные обо всех крупных магистралях и части мелких улиц. Данные о закрытиях и ограничениях движения поставляет ГАТИ. По словам Л.Медникова, аналитика сервиса Яндекс.Пробки, дорожная ситуация в городе оценивается по 10-бальной шкале. Главный критерий в ней – время, которое человек тратит по то, чтобы проехать тот или иной путь. Рассчитывается соотношение времени, которое человек тратит на путь без пробок и с пробками. Чем выше балл, тем больше времени вы потратите на дорогу из-за пробок. Например, 3 балла – местами затруднения, 5 баллов – движение плотное, 7 баллов – серьезные затруднения.