АНО БТИ: техническая инвентаризация железных дорог
На сайте АНО БТИ размещена статья директора организации С. Киселева "Техническая инвентаризация железных дорог". Ознакомиться с публикацией полностью можно по ссылке - http://www.anobti.ru/arc/2011/11032100.shtml
Нельзя сказать, что вопросы технической инвентаризации железных дорог (ТИ ЖД) сегодня приобрели или приобретают особую актуальность. Актуальность для бизнеса, как извлечения прибыли, это одно, а актуальность технологическая, для оптимальной организации эксплуатации, т.е. для дела, - это совсем другое.
Актуальность для дела постоянна и не может быть временной, особенной или "слабой". Слабость такого рода порождает аварии, техногенные катастрофы и социальные катаклизмы, а особенностями актуальности пытаются оправдать всякого рода недоразумения, криминал и ЧП, которые требует внеплановых чрезвычайных обследований, не имеющих ничего общего с технической инвентаризацией как целевыми периодическими обследовании в натуре.
Так, приватизационная "техническая инвентаризация" объектов ЖД, для их передачи в уставный капитал создаваемого ОАО РЖД, проведенная в начале 21 века, столь же далека от системной технической инвентаризации, как опись случайно обнаруженных вещей далека от регистров бухгалтерского учета. Для дела достаточно было провести обычную инвентаризацию, по правилам бухучета, а для бизнеса провели перепись и мимолетную ревизию наличия проектных чертежей по "особому порядку", утвержденному приказом Госстроя от 19 сентября 2003 г. №356. В результате потратили немало бестолкового труда, но попутно "откатали" для кого-то немалое количество денег.
Техническая инвентаризация как система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, местоположении, составе, техническом состоянии, стоимости и принадлежности комплексов строений и сооружений вместе с принадлежащими им участками, создавалась и системно функционировала с целью организации их нормальной эксплуатации, т.е. не на "авось", а на основе правил, выработанных общественной практикой.
Вполне естественно, что такая техническая инвентаризация является частью правил технической эксплуатации. При этом вполне понятно, что объем информации, сформированный в документах ТИ, может использоваться полностью или частично не только для целей эксплуатации, но и в других сферах общественной деятельности, выявленных общественной практикой и прямо указанных в нормативных документах как для обязательного применения, так и для выборочного использования.
Так, сведения, содержащиеся в материалах технической инвентаризации проводимой для госучета жилфонда, использовались и используются для налогообложения, для признания и защиты прав на недвижимость, для постановки граждан на учет по улучшению жилищных условий, для определения потребности в топливе для населения, для расчета коммунальных платежей, для социальных и страховых выплат, а также для решения еще десятков вопросов в разных сферах общественной деятельности.
Глупо не использовать в смежных сферах деятельности информацию имеющуюся в документах ТИ, одновременно вводя систему некоего дублирования этой информации в разного рода "реестрах имущества" или "реестрах собственности", ведущихся на примитивном уровне. Но не менее глупо использовать информацию из документов БТИ там, где она неприменима в принципе. К сожалению, в последнее время мы имеем и то, и другое.
Так, для налогообложения земельных участков, предоставленных для строений, пытаются определять некую "кадастровую стоимость", хотя эти участки предназначены (имеют назначение, назначены) для строений и являются их частью, в силу чего не имеют своей юридической судьбы и следуют судьбе строений.
Вместе с тем, так называемую "оценку БТИ", т.е. восстановительную стоимость, определяемую для целей расчета затрат на капитальный ремонт или полное восстановление основных средств по нормам эксплуатации, преподносят как некую недостаточно "рыночную" оценку.
Глупо не использовать то, что нарабатывалось десятилетиями и работает на общественное благо, но уж совсем нет оправданий для системного уничтожения этих сведений набором испытанных способов, в т.ч. путем ломки системы актуализации, путем перекрытия источников финансирования, путем передачи в ведение некомпетентных органов управления и другими малозаметными но многочисленными методами.
БТИ РФ, созданные и функционировавшие в сфере ЖКХ, ныне берутся за техническую инвентаризацию строений и сооружений, которых не было и не будет в сфере ЖКХ. Естественно, для ТИ таких объектов недостает инструкций и опыта работы, а порядок ТИ определяется документами типа "особого порядка" для ТИ ЖД по вышеназванному приказу №356 Госстроя РФ.
Итоги такой "технической инвентаризации" сомнительны и создают сомнительную репутацию не только для ее непосредственных исполнителей, но и бросают тень на всех профессиональных инвентаризаторов РФ.
Знание предмета технической инвентаризации более важно, чем специальные знания в области топографии, права и экономики. Специализация кадастровых инженеров и отделов БТИ по проведению ТИ в определенных секторах экономики столь же необходима, как и специализация в других областях деятельности, например в области оценки или в области бухгалтерского аудита.
Технический инвентаризатор - это в первую очередь технолог, или помощник руководителя производства, главной задачей которого является такое выделение в едином технологическом комплексе и процессе единиц учета (учетных участков), которое позволит ремонт или восстановление этих единиц с минимальными затратами времени и средств.
Венцом работы технического инвентаризатора является не просто сумма затрат на восстановление всего комплекса и его единичных составляющих, а динамика изменения этой суммы во времени. Знание того, когда, сколько и на кого (на что) надо потратить, позволяет приблизиться к области деятельности по принципу минимакса: минимум затрат при максимуме выгод.
"Разбить" единый комплекс на взаимосвязанные по восстановительному признаку конструктивно-функциональные части - это может и не искусство, но уж как признак профессионализма это бесспорно, так как поиск главного звена всегда был и будет важнейшей частью любой работы.
В вопросах гражданских сделок, главенство вещей определяют стороны договора в своих целях;
В вопросах государственного учета, главенство фондовых единиц (запасных "вещей") определяет орган учета, исходя из государственных целей;
В вопросах технического учета, главенство средств (технологических "вещей") определяет хозяйственный руководитель, исходя из цели хозяйственной деятельности.
Состыковать технический учет основных средств с их бухгалтерским оперативным учетом, а фактический износ с суммой амортизации и сроками ремонтов - это задача, которую решает хозяйственный руководитель в ходе формирования учетной политики предприятия. Естественно, если нет данных ТИ, то и решать нечего: все решит парнишка по имени "Авось".
Авось допустим и понятен там, где аварии не связаны с смертельным исходом или тяжкими экономическими последствиями. Зачастую такой "авось" более экономичен и эффективен, чем содержание дорогостоящей службы ТИ.
Но в таких сферах деятельности как энергетика, транспорт, оборона и социальная политика, "авось" недопустим по причинам национальной безопасности и безопасности жизни людей. Недопустим "авось" и в сфере ЖКХ, так как коммунальные удобства для миллионов людей столь же важны, как и общественная безопасность.
Будущее БТИ с этих позиций вполне определённо: там, где основные средства образуют критическую массу, являются общими и требуют общественного контроля, - там техническая инвентаризация была, есть и будет. Вопрос лишь в формах организации техучета, в выборе оргформ деятельности организаций ТИ и сроках преобразований. Понятно, что при небольшом количестве единиц учета, для их обследования и учета достаточно сил и умений хозяина. Рачительный хозяин не будет создавать свою бухгалтерию и свое БТИ для учета домика в деревне и сарая при нем.
Однако никакой хозяин не сможет единолично, собственными силами, проводить учет общественного жилищного фонда, общественного земельного фонда, общественного лесного фонда и другого общего имущества вне зависимости от его личной принадлежности.
Учет общественного имущества, как учет фондов, вне зависимости от того кто несет бремя затрат по содержанию этого имущества, всегда и везде поручается государству, как доверительному органу общественного самоуправления. Такой государственный учет общественных запасов, т.е. всего того, чем располагает общество в определенных хозяйственных сферах, проводится по государственным методикам, государственными органами по государственному поручению, или коммерческими органами по государственным заказам.
Благодаря усилиям приватизаторов, железные дороги переданы в личное управление и частную собственность. Но от этого они не перестали быть в общественном пользовании (остались общественным благом и ценностью, т.к. редкий олигарх имеет более двух вагонов в личном пользовании) и в общественном владении (являются результатом общественного труда, т.к. редкий олигарх берется за лопату для ремонта путей).
По этой причине, учет железных дорог как национального достояния крайне нужен. Нужен обществу, но, как показывает практика, ведется государством на низком профессиональном уровне. На столь низком, что напоминает видимость учета. Для доказательства этого ознакомьтесь, к примеру, с вышеназванным приказом №356 Госстроя РФ, или с законом РФ №221-ФЗ, или с приказом МЭР о ведении ЕГРОКС. Чего-либо более забавного для технического учета трудно придумать.
Понятно, что если технический инвентаризатор из сферы "А" начнет проводить универсальную "инвентаризацию" по своим "универсальным" правилам в сфере "Б", без знания специфики сферы применения результатов в сферах "А и/или Б", то труд такого инвентаризатора ничем не будет отличаться от универсального труда создателей универсального Государственного кадастра недвижимости.
Чтобы не произошло негатива, технический инвентаризатор должен знать в любой сфере деятельности хотя бы то, чего он не знает.
Знать то, чего ты не знаешь для проведения ТИ железных дорог - вот тот техминимум, который мы имеем намерение дать техническим инвентаризаторам и кадастровым инженерам из БТИ РФ.
Мы не намерены агитировать кадастровых инженеров или техников БТИ переквалифицироваться в путевых обходчиков. Напротив, мы намекаем и рекомендуем путевому обходчику быстренько подать документы на аттестацию в качестве кадастрового инженера. Во всяком случае, такая специализация и аттестация не повредит делу и приблизит техническую инвентаризацию к ее роли и месту, по месту основной работы.