На сайте НГС.Новости размещено интервью с ректором СГГА Александром Карпиком об открытии в Новосибирской области системы наземных станций ГЛОНАСС, запуск которой состоялся 23 марта. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке - http://news.ngs.ru/more/85769/
— Зачем нужны активные базовые станции?
— Они формируют исходное координатно-временное пространство территории. Если мы мысленно вернемся в ХХ век, то территория России была покрыта опорными пунктами — пирамидами высотой 25–30 метров, все измерительные работы велись с привязкой именно к ним. Сегодня эти пункты заменяют базовые станции.
Радиус действия одной станции — 50–70 км. Принципиальное отличие базовой станции от пирамид — то, что современные базовые станции являются активными и позволяют вести измерения в любое время суток, а пирамиды были пассивными.
Пользователь во время работы инсталлирует свой приемник относительно ближайшей базовой станции. В это время формируется мнимая базовая станция с известными координатами, относительно которой производятся измерения.
— Как устроен приемник?
Современный спутниковый приемник, как правило, многочастотный прибор, использующий несколько каналов ГНСС, с радиомодемом и возможностью использования режима РТК. Различают базовые и роверные приемники. Роль базовых станций в нашей области играют пункты активных базовых станций (АБС), а с помощью роверных приемников выполняют измерения относительно этих пунктов.
— Почему базовые станции ГЛОНАСС установили на постах УВД?
— Случайно или не случайно, но это ноу-хау Новосибирской области. УВД — это гарантированная защита базовой станции. Кроме того, все здания УВД объединены в единую волоконно-оптическую сеть, позволяющую мгновенно передавать большие потоки информации. Аналогов такого построения системы нет.
— Кто монтировал эти базовые станции и насколько они работоспособны?
— Весь проект, что называется, от и до — специалисты академии: наши полевики, наши ребята, наши профессионалы, кандидаты и доктора наук. Мы выполнили весь комплекс работ от монтажа до измерений, инсталляций, ввода в эксплуатацию.
— Назовите, пожалуйста, конкретные примеры, где можно применять сеть активных базовых станций ГЛОНАСС?
Сфера применения сети АБС обширная. Прежде всего, это различные геодезические изыскательские работы, прокладка трубопроводов, коммуникаций, кадастровые работы, точная навигация специального транспорта, геомониторинг сложных инженерных объектов (мосты, высотные здания, ГЭС, объекты МЧС), туризм, охота, рыбалка и многое другое. Академия разрабатывает различные web-приложения. Многие услуги можно будет получать через интернет. Особенность использования сети АБС — это любое время суток, точность, надежность, оперативность и возможность вести измерения и наблюдения в режиме реального времени, непрерывно, минимальные затраты.
— После запуска системы ГЛОНАСС станет более полезным для автомобилистов?
— ГЛОНАСС уже сегодня полезен для автомобилистов. Правда, для водителей большая точность в работе навигационного оборудования не требуется. Это так называемый базовый уровень. Строго говоря, для них достаточно одного только сигнала со спутника.
Без базовых станций местоположение определяется с точностью до 25 метров. Базовые станции дают сантиметровую точность.
— Насколько выиграл вуз от работы над проектом?
— Нам было приятно. Я действительно волновался, когда мы реализовывали проект. Мы активно работаем с европейцами, идем на 2-3 шага впереди по сравнению с другими регионами. Наш вуз, в отличие от других, не только готовит специалистов, аспирантов, ученых, но и выполняет заказы нефтегазовых компаний на 150–200 млн рублей в год. Мы формируем систему как научно-образовательный и производственный комплекс, в котором активное участие принимают студенты, аспиранты, преподаватели и ученые академии.
— Вы знаете, сколько стоило развернуть базовые станции в Новосибирской области?
— Знаю. Бюджет проекта составил 24,5 млн рублей, это минимальная цена. Источник один — бюджет Новосибирской области.
В этом плане губернатор Новосибирской области принял правильное решение. Сейчас со стороны Правительства РФ стоит задача развития ГЛОНАСС на территории России. Наша область занимает ведущую позицию.
— Какие еще работы выполняет ваша академия?
— Кроме ГЛОНАСС реализуем проект по контролю качества дорог, проект создания 3D-моделей с помощью наземного лазерного сканирования. Эти модели могут пригодиться спасателям, которые будут отрабатывать сценарии ликвидации конкретных чрезвычайных ситуаций. Также мы завершаем работы по созданию геопортала, который позволит пользователям получать информацию обо всех районах Новосибирской области, о каждом ее уголке: где полезные ископаемые, где охота, где сельскохозяйственные культуры выращивают, где можно рыбачить, особенно это будет интересно для инвесторов. Этот проект мы разрабатываем уже три года. Это мощный, более масштабный аналог системы 2ГИС. Также сейчас разрабатываем единую цифровую картографическую основу. Технологии, методика моделирования уже, в принципе есть, осталось реализовать портальное решение.
— Ваш коллега, вице-президент Leica Geosystems (поставщик оборудования для развертывания системы в Новосибирской области. — К.М.) Майкл Мудра говорил, что системы глобального позиционирования сами по себе не имеет смысла, если нет информационной оболочки…
— Не только оболочки, но и наполнения. Можно купить дорогой софт, вложить деньги, но ничего не будет работать. Наша самая главная польза для Новосибирской области заключается в том, что академия обладает большими мобильными ресурсами. Мы можем оперативно организовать рабочие места по решению любых задач силами наших студентов и аспирантов. На это не требуется капитальных вложений.