На сайте АНО БТИ размещена статья директора организации С. Киселева "Кто виноват в отсутствии ЕОН и ГКН?", в которой даны комментарии к приказу Минэкономразвития РФ "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости". Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке - http://www.anobti.ru/arc/2011/11032800.shtml
Единый объект недвижимости (ЕОН) витает вокруг Государственного кадастра недвижимости (ГКН), но они не могут найти друг друга. И не найдут, так как по состоянию на сегодня это даже не миражи, а всего лишь тени от миражей. ЕОН распилили на участок и строение, сделки с которыми самостоятельны. В ЕГРП права на земельный участок регистрируются отдельно от прав на строения, а права на помещения предписывается регистрировать вообще без прав на здания, в котором расположено помещение. В ГКН, вместо кадастровых единиц, учитываются некие объекты, части этих объектов, части частей и даже частей от частей части. Строения без участка, будучи бесправной самовольной постройкой (ст.222 ГК РФ), тем не менее понимается как самостоятельный объект недвижимости. Все навороты такого рода преподносятся как болезни роста, которые завтра отпадут как короста со здорового тела.
1 июня вступает в силу приказ МЭР РФ от 11 января 2011 г. "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Более унизительного документа, для субъектов РФ и муниципальных образований, МЭР РФ еще не порождал.
В приказе речь идет о том, как включать в ГКН сведения, которые БТИ РФ формировало и хранило с 1927 года. Приказ как бы касается Росреестра и его подразделений, которым разъясняется как взять у организаций БТИ, учрежденных субъектами РФ и муниципальными образованиями, информацию о строениях, содержащуюся в служебных документах образовавшихся в деятельности этих организаций.
Мимоходом, как бы само собой разумеющееся, организациям БТИ вменяется в обязанность безвозмездно произвести затраты по оцифровке этой информации и ее передаче в структуры, подведомственные Росреестру, в том числе в Федеральное БТИ.
Между тем, затраты эти не малые и оценены Росреестром в сумму около миллиарда рублей. Именно на эту сумму заключен контракт с Федеральным БТИ (ФГУП Ростехивентаризация), которое стало посредником между Росреестром и БТИ РФ по перекачке информации из БТИ РФ в Росреестр.
Приказ содержит прямые указания в адрес руководителей БТИ РФ о том, как и в какие сроки производить работы по оцифровке. Но в приказе нет ни слова, ни об оплате этих работ, ни об их правовом обосновании.
Между тем, МЭР РФ не имеет никаких оснований для того, чтобы, минуя учредителей БТИ РФ (администрации субъектов РФ и администрации МО), давать указания организациям БТИ РФ о коммерческих операциях с имуществом учредителей и об обязании БТИ РФ безвозмездно выполнять работы в интересах третьих лиц, в т.ч. в интересах такого коммерческого предприятия, как ФГУП-Федеральное БТИ.
При этом, на местах представители территориальных управлений Росреестра оказывают беспрецедентное давление на руководителей БТИ РФ по безвозмездному выполнению работ в пользу Федерального БТИ, угрожая отзывом "аккредитации при Росреестре" или изъятием служебных документов БТИ, которым с этой целью приклеили несуразный и смехотворный ярлык "Федеральных архивов".
Однако самое поразительное в этой истории вовсе не наивная наглость, с которой МЭР РФ и Росреестр давят на БТИ РФ через головы их учредителей, а то, что документы, которые подлежат оцифровке и передаче в Росреестр, намереваются преподнести как документы Государственного кадастра недвижимости, тогда как эти документы созданы совершенно в иных целях и крайне необходимы муниципальным образованиям для организации нормальной эксплуатации своего жилищно-коммунального хозяйства.
По целому ряду причин служебные документы БТИ ("архивы БТИ") не являются и не могут пониматься как документы государственного кадастра недвижимости, создаваемого без определенной цели ("свод сведений о недвижимости") и не имеющего ни кадастровых единиц, ни единиц учета недвижимости.
Служебные документы БТИ РФ, будучи копиями подлинных документов, непригодны для включения в государственный кадастр недвижимости хотя бы по той причине, что это всего лишь контрольные копии документов, выданных заказчикам работ (гражданам и юридическим лицам).
В БТИ нет подлинников. В БТИ либо копии с копий (копии правоустанавливающих и иных документов, полученных от граждан и лиц), либо контрольные копии документов, исполненных и выданных заказчикам (гражданам и лицам) по их заказам.
В этой связи нелишне будет вспомнить, что еще три года назад немалое число БТИ РФ произвело оцифровку своих служебных документов (т.е. копий), но не безвозмездно, а по согласованным с Роснедвижимостью ценам. Такая работа имела и имеет смысл для БТИ только для цели создания страховых копий.
Но полученные оцифрованные документы, как оказалось, абсолютно не нужны Роснедвижимости (нынешнему Росреестру). Их свалили в непонятные каталоги и места безответственного хранения, где они поныне и пребывают. Совершенно непонятно, зачем Роснедвижимость производила и оплачивала оцифровку, и зачем Росреестр вновь поручил делать её своему Федеральному БТИ за деньги, которые не доходят до БТИ РФ и оседают непонятно где.
Получив эти служебные документы, как копии, или копии с копий, Росреестр будет вносить в них исправления по актуализируемым параметрам, и копия превратится в конгломерат, не имеющий даже намека на подлинный документ кадастрового учета.
Но если даже в БТИ были бы подлинники, которые Росреестр "приберет" в свои руки, то и в этом случае теряется лицо, ответственное за качество и содержание документов, изъятых из организаций, изготовивших эти документы.
Что же это за кадастр, документами которого являются копии с копий, или документы, не имеющие лица, ответственного за его изготовление?
Именно по этой причине, т.е. по причине нежелания брать на себя ответственность за содержание чужих документов, бывшая Роснедвижимость, а еще ранее Росземкадастр, категорически отказывались принимать и рассматривать документы БТИ как кадастровые документы.
И именно по этой причине, ранее оцифрованные за немалые деньги служебные документы БТИ где-то затерялись в сусеках сгинувшей Роснедвижимости и теперь подлежат повторной оцифровке.
Но самое туманно-грустное нас ждет еще впереди, в 2013 году…
Именно на этот год священнослужители кадастровых ведомств назначили дату введения единого налога на недвижимость. А так как базы для этого налога как не было ни в 1992 году, когда в кадастр начали безмерно закачивать бюджетные деньги, так нет сегодня и не будет завтра, то кто-то сверху может спросить: "где деньги, Зин?".
Время идет, и срок 2013 уже близенько.
Когда реальный "балда" спросит со служителей земельного культа кадастровый результат, которого в силу полного непрофессионализма исполнителей не было и не будет, то …
А что, - то?
А то, что БТИ РФ подставят как главных виновных, которые якобы недостаточно рьяно исполнили государственный контракт порученный ФГУП Ростехинвентаризации и не исполнили приказа сверху от МЭР и сбоку от РР.
Об этом уже сейчас поговаривают своевременно увольняющиеся ответственные безответственные временщики на оперативках по выполнению контракта ФГУП БТИ, и об этом в полный голос закричат в самозащитном испуге в 2013 году.
Закричат, если своевременно не спохватятся и не передумают тратить время и деньги на сотворение того, что создать невозможно.
Действительно, как можно создать кадастр, в котором нет ни кадастровых единиц, ни кадастровых номеров? А?
Конечно, ГКН это мелочь на фоне таких свершений, как уничтожение государственной базы. Но сила мелочей в том, что их много. Если специалисты БТИ будут и дальше терпеливо сносить наскоки усатых великанов из сказок Корнея Чуковского, сносить в ожидании смелых воробьев или комариков с фонариками, то кадастровая мелочь закономерно разовьется в проблему, которую придется решать методами мой до дыра.