А.Бодриевский (департамент градостроительства Нижегородской области): о реализации схемы терпланирования и генплана Нижнего Новгорода
На сайте газеты "Нижегородская правда" опубликовано интервью В.Киселева "Якорные проекты изменят облик Нижнего" с директором департамента градостроительного развития территорий правительства Нижегородской области А.Бодриевским о воплощении схемы терпланирования и генплана города, утвержденных в 2009 году правительством Нижегородской области. Полная версия статьи доступна по ссылке - http://www.pravda-nn.ru/archive/number:906/article:14587/.
— Какие территории области вы считаете приоритетными для градостроительного развития?
— В схеме территориального градостроительного планирования региона определены зоны повышенной инвестиционной активности, куда вошли как центр области, включая Нижний Новгород, Бор, Дзержинск, Кстово, так и южные территории, где сосредоточена наша крупная промышленность, - Саров, Выксунский и Навашинский районы. На последней территории предполагается строительство атомной электростанции, а вокруг нее - интересные инвестиционные зоны большой площади. Существуют первоочередные задачи, которые мы постепенно будем воплощать в жизнь. И главная из них - транспортная инфраструктура. В Нижнем Новгороде будет построено три полукольца, которые дадут развитие транспорта. С продолжением строительства Южного обхода города это позволит исключить движение большегрузного транспорта через Нижний Новгород. Кроме этого, есть идея построить радиальные связи между этими транспортными полукольцами. Все эти планы - в завершающей стадии проектирования.
— Чтобы разгрузить дороги, неплохо бы рассредоточить и центры деловой активности в городе.
— Примерно 75 процентов нижегородцев с утра едут на работу в нагорную часть, а потом вечером возвращается домой, отсюда и «пробки» на дорогах. Поэтому есть план рассредоточить бизнес-центры. Предстоит создать три деловых центра и один историко-культурный, возле кремля, где должно развиваться строительство не административных зданий, а ресторанов, гостиниц, культурных объектов. Появление новых площадок позволит уменьшить транспортные потоки в центр города, тогда значительно меньше будет и «пробок».
— Как обстоят дела с жилищным строительством?
— Очень хороший проект начнет воплощаться в Бурнаковской низине. Географически это один из центральных районов города, с выходом на Волгу. Эта территория привлекательна и тем, что внутри города легче решать вопросы с инженерными коммуникациями, да и Сормовская ТЭЦ недалеко. Да, есть определенные особенности этой территории: там в свое время была нефтебаза. Потребуется рекультивация, территорию надо приводить в порядок. Очень важно, что там есть водоемы, это дает возможность иметь рекреационные зоны. Там будет построено до 500 тысяч квадратных метров жилья. Этапами застраивая эту территорию, будем выходить к берегу Волги. Новые дома сделают еще более привлекательным город с реки. Генплан как раз и предусматривает освобождение территории вдоль Волги, приближение к ней и жилого фонда. Нельзя, чтобы эти земли оставались застроенными какими-то базами. Часть Бурнаковской низины на аукционе уже предоставлена фирме «Жилстрой-НН». В Автозаводском районе пойдет освобождение территории от ветхого фонда барачного типа. На участке земли вдоль Оки, где квартал Мостоотряда, можно построить микрорайон на 100 тысяч квадратных метров жилья и как раз туда переселять людей из ветхих домов, а территорию, где они стояли, расчищать и тоже застраивать жилыми домами, волновым методом. Там же должна быть и вся инфраструктура: детские сады, школы, ФОКи.
Комментарий Е.Копосова, ректора ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»:
— Очень важный блок - оформление проектной документации, когда ее необходимо согласовывать со всеми звеньями управления городским хозяйством. Сегодня это и землеустройство, и повышение квалификации людей, которые занимаются этими вопросами. Подготовленный специалист - это уже половина успеха. Очень важно, чтобы концепция освоения территориального пространства соответствовала современному законодательству, и в этом плане большое значение приобретают градостроительные советы, важной становится и роль главы администрации города, мэра, губернатора. Проблемы, которые возникали в градостроительной политике города в предыдущие годы, во многом были из-за несогласованности этих действий. Неэстетические, в некоторой степени безнравственные решения по использованию наших уникальных природных территорий иначе как греховными и не назовешь. Но нам надо жить дальше, из всего делать выводы и не допускать подобных решений.
У нас еще много пространства, есть прекрасные возможности для того, чтобы улучшить дизайн городской среды. Для этого надо не только подчиняться инвестору, который хочет построить безобразную коробку из серого кирпича, но нужна и воля совета по градостроительству, который должен следить за архитектурным обликом нашего исторического города.