На днях в Москве состоялось подписание соглашения между Министерством экономики Южной Осетии и ФГУП ФКЦ "Земля". Предметом соглашения является создание в Южной Осетии кадастра объектов недвижимости и регистрации прав.
— С чего всё началось, и на какой стадии находится сейчас процесс?
— Около года назад Президент Республики предложил разработать систему кадастра объектов недвижимости и регистрации прав на них в Южной Осетии. Было понимание и уверенность, что если данную работу начать в формате непосредственного переноса российского опыта, то ничего эффективного для хозяйства республики не получится. Кроме того, вряд ли в нынешней ситуации республика могла и может себе позволить потратить 400-500 миллионов рублей на реализацию проекта. Был ещё и фактор субъективного характера - на тот момент в Минрегионе, а именно с ним пришлось бы взаимодействовать и согласовывать разработку и реализацию системы, трудились некоторые из авторов реформы землепользования в России. Я адекватно представлял себе, чем это грозит, и мне недолго пришлось убеждать Президента в том, что надо идти другим путём, ориентируясь на непосредственную ситуацию в РЮО и не повторять российских ошибок. В результате, формально нам удалось создать межгосударственную комиссию на базе Министерства экономического развития РФ и сориентироваться непосредственно на проблемы и задачи РЮО.
— Чем так плох российский опыт?
— Тем, что реформы в этой сфере идут уже лет 15, и только последние два года они приобрели системный и последовательный характер. До того и государству и землепользователям приходилось расплачиваться и расхлёбывать последствия действий тех, кто в течение 10-15 лет претворял в жизнь лозунг «Даешь частную собственность на землю!»
— А что плохого в частной собственности на землю?
— В принципе ничего плохого. Надо только понимать, что это не самоцель. А когда реформа проводится с дремучей убежденностью в то, что «свободный рынок сам всё отрегулирует», то приходится десятки миллиардов рублей тратить на кадастровую оценку земель, создание ортофотопланов, сотни миллиардов на проведение землеустроительных работ, а рынка как не было, так и нет. И тут, через 15 лет, просветленные головы начинает всё чаще посещать вопрос «А зачем всё это нужно было?». Пока что никто на этот вопрос вслух не ответил. При этом в пассиве - помимо миллиардных затрат, системные противоречия. Можно часами рассказывать про макроэкономические несуразности, последовавшие за бездумными рыночными преобразованиями в сфере недвижимости. Это прежде всего «дикий» рост стоимости выкупа земельных участков. Дошло до того, что стоимость земли под заводами в Норильске превзошла стоимость земель в центре Парижа. По этой же причине на долгие годы «забуксовала» программа рынка доступного жилья.
А чего стоила ситуация с тарифорегулируемыми отраслями. Госорганы исправно принуждали эненргогенерирующие и транспортные компании к расходам на приобретение и оформление имущественных прав на землю и ещё более исправно докладывали правительству о растущих поступлениях в бюджет. При этом все дружно делали вид, что не понимают, что у этих компаний нет другого пути, как переложить эти затраты на себестоимость, а она, в свою очередь, напрямую отразится в тарифе. Получался чудесный и бессмысленный круговорот из одного бюджетного «кармана» в другой, где издержки покрываются за счет населения. Когда масштабы приняли угрожающий характер (до 2% роста тарифа – расходы на выполнение требований законодательства по землепользованию) потребовалось вмешательство Президента РФ.
Если взять сельское хозяйство - ведь только сейчас подступились к практическому решению проблем. Только сейчас принят адекватный рыночным реалиям закон об обороте земель сельхозназначения. 10 лет безуспешных попыток сделать так называемый «сельхоз пай» объектом имущественных прав и много других несуразностей. Инвестора волнует не столько вид имущественного права, сколько его (права) фискальная составляющая и законодательные гарантии на перспективу. Адекватные условия аренды, её долгосрочный характер, понятные по срокам и условиям процедуры пересмотра ставок арендной платы - это, поверь, не худшие, чем частная собственность на землю, гарантии.
По крайней мере – столь свободного толкования частной собственности на землю, как сейчас в России, нет ни в одной из стран, предоставившей нам в своё время гранты на проведение земельной реформы.
— Вернемся к проблемам РЮО. Что стоит за подписанием этого соглашения?
— К настоящему моменту мы совместными усилиями сформулировали и согласовали техническое задание на производство работ, а также календарный план. В настоящий момент началась работа над концепцией, сетевым графиком и детализацией календарного плана. 3 месяца ушло на то, чтобы вывести этот вопрос в отдельное «делопроизводство»: надо было убедить Минрегион, в том, что Минэкономики справится с этим лучше и быстрее. Затем прошли предварительные консультации в Цхинвале. Затем руководству республики были предложены возможные модели системы кадастра. В декабре уже в Москве прошло детальное обсуждение предлагаемых моделей. В декабре-январе российские специалисты провели детальное обследование и опросили профильных специалистов в республике. В рамках этой работы были выработаны проекты технического задания и календарный план, сделана предварительная оценка затрат. На всех вышеперечисленных работах удалось сэкономить. А это, поверь, были бы немалые затраты. Кроме того, опыт подобных работ даёт чёткое понимание того, что правильно составленное техническое задание -60% успеха. А что касается сроков завершения работ, то они установлены договором: опытная эксплуатация системы- декабрь 2011 года, промышленная – февраль 2012. Два года для подобных работ - это значит «очень быстро».
— Что в реальности будет происходить в течение этого года?
— В реальности будет вестись системная работа, включающая себя несколько «блоков»: разработку Концепции системы учета и регистрации прав, соответствующей нормативно-правовой базы, а также моделирование структуры органов управления; разработку автоматизированной технологии системы учета и регистрации; поставку и настройку базового программного обеспечения; создание геодезического и картографического обеспечения; обучение и подготовку специалистов;
— Насколько адекватной современным технологиям будет система кадастра в Южной Осетии?
— Дело в том, что у нас есть возможность создать систему, более продвинутую и эффективную, чем в России и многих других странах. Как бы это странно не звучало, именно благодаря 20 годам бездействия есть возможность начать с чистого листа. Нет шлейфа ошибок, нет десятков уже принятых законодательных актов, которые требуют сотен поправок, нет сложившихся правовых традиций, нет десятилетиями копившегося гигантского информационного массива в виде чертежей, планов и свидетельств, который надо конвертировать в электронную форму. А с другой стороны, есть возможность сразу начать работу, используя современные методы изготовления картоматериалов, архивирования, визуализации и многое другое.
Простой пример. Всего несколько лет назад кадастр велся с обязательным использованием аэрофотосъемки, геодезии, территориального землеустройства и еще огромного количества сопутствующих работ, соблюдений требований к точности и т.д. Современные технологи позволяют работать со «спутниковыми» картоматериалами, точность которых определяется масштабом 1- 0,5 м. Причем стоимость снимка 1 кв. км территории измеряется суммой около 300 евро. Это позволяет в разы сократить затраты на ведение кадастра, не обременять землепользователей поборами. Системы управления базами данных совершенствуются и удешевляются каждые полгода.
— Получается, всё же мы будем идти по российскому пути в этой области?
— Если быть до конца точными, то скорее по шведскому. Россия сейчас активно использует опыт именно этой страны. Этим объясняется переход от советской правовой традиции к шведской модели. В советское время был чёткий методологический подход- земля «следовала» за зданием. Иными словами, каждый земельный участок выделялся под объект недвижимости или целевую деятельность. Распоряжение правами, регистрация, учёт- всё при этом велось отдельно. Сейчас функции учёта и регистрации объединяются, на смену БТИ и земельному кадастру приходит кадастр объектов недвижимости с единым документом- кадастровым паспортом объекта недвижимости. Но при этом процессы сильно тормозятся из-за совершенных ранее ошибок. Южная Осетия в этом смысле застрахована от этих ошибок, сохранив государственную собственность на землю и механизмы распоряжения ею, а при этом имеет возможность использовать передовые технологии учёта и регистрации прав.
— Если от терминов перейти к житейским реалиям и понятиям, что даст эта новая система?
— Система должна обеспечить четыре основных элемента: защиту прав на землю, строения (объекты капитального строительства) для тех, кто на ней живёт и трудится; возможность осуществления налогообложения (оценка для целей налогообложения, определение объектов налогообложения) как по земле, так и строениям/сооружениям; территориальное планирование и государственное управление, в том числе учет не только правого статуса, но и качественных показателей земли; учет зон особого режима использования. На практике, если всё пойдет по плану, то к началу осени можно будет говорить о реальных гарантиях и по регистрации прав инвесторов и просто правообладателей.
— Во что это обойдётся бюджету?
— Бюджет на текущий год утвержден и в целом правительство выделило на эти работы 50 млн. рублей. Считаю это вполне достаточно для развёртывания системы и рад тому, что удалось избежать движения по затратному пути. Думаю, 10-кртаную экономию затрат можно считать неплохим итогом этого этапа.
ФГУП ФКЦ «Земля» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации