ИТП «Град» принял участие в градостроительной конференции, организованной ОАО «Иркутскгипродорнии»
31 марта в Иркутске прошла научно-практическая конференция «Оптимизация управления развитием территорий на основе системы документации по территориальному планированию в соответствии с градостроительным законодательством», организованная ОАО «Иркутскгипродорнии» при поддержке Национальной гильдии градостроителей и Союза дорожников Иркутской области.
Открыл конференцию с приветственным словом генеральный директор ОАО «Иркутскгипродорнии» Косяков А.Я. В работе конференции приняли участие Вице-Президент Союза архитекторов России А.Н.Буйнов, бывший главный архитектор Иркутской области, который торжественно вручил представителям архитектурной общественности Иркутской области почетные грамоты САР за достигнутые успехи в профессиональной деятельности (в своем докладе осветил основные проблемы государственного регулирования градостроительной деятельности), М.Л.Петрович – Президент Национальной Гильдии Градостроителей (доклад на тему «Развитие городов за счет рациональной организации пространства»).
ИТП «Град» на конференции представлял заместитель генерального директора ИТП «Град» по правовым вопросам Шинкевич Д.В., который выступил с докладом, посвященным анализу последних изменений в Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 20.03.2011 г. № 41-ФЗ).
Конференция собрала широкий круг участников, число которых превысило 250 человек. Практически все места в партере Иркутского академического театра имени Охлопкова, в прекрасном здании которого проходил форум, были заполнены. В основном, это были представители органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований Иркутской области, в подавляющем большинстве которых вопросы обеспечения градостроительной документацией являются очень актуальными.
Организаторы конференции преследовали цель обсудить проблемные вопросы разработки и согласования градостроительной документации муниципального уровня. Для этого были приглашены представители профильных органов исполнительной власти Иркутской области (руководитель Службы жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области – Воронов Д.А., руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области – Барышников В.В.), представители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций (директор ФГУ «Земельная кадастровая палата по Иркутской области» - Литвинцев К.А., начальник отдела организации использования лесных ресурсов и ведения государственного лесного реестра Агентства лесного хозяйства Иркутской области – Манак В.И.). В прозвучавших докладах были затронуты вопросы информационного взаимодействия органов кадастрового учета и органов местного самоуправления, перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в результате принятия генерального плана, порядка отображения в документах территориального планирования границ объектов культурного наследия и зон их охраны как разновидности зон с особыми условиями использования территорий.
Относительно перевода земель лесного фонда представителем Агентства лесного хозяйства была высказана позиция о необходимости после утверждения генерального плана прохождения процедуры перевода, предусмотренной Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую и изданными в его развитие актами Правительства РФ. Доводы о том, что в Земельном кодексе имеется однозначная норма о том, что утвержденный генеральный план, предусматривающий утверждение границы населенного пункта, есть перевод земель из другой категории в земли населенных пунктов, а по закону о переводе утвержденный генеральный план в таком случае должен предоставляться в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в кадастровые сведения о категориальной принадлежности земель, были контраргументированы необходимостью соблюдения положений специального законодательства – закона о переводе земель и подзаконных актов. Несмотря на то, что при этом происходит двойное согласование вопроса о переводе земель. В первый раз - при согласовании проекта генерального плана с Минрегионом России в связи планируемым изменением границ земель лесного фонда, и во второй – по процедуре, описанной в законе о переводе. Докладчик также пояснил, что ряд земель лесного фонда (территории зеленых зон), вообще ни при каких обстоятельствах не могут быть переведены в земли иных категорий.
В принципиальную дискуссию вылилось также обсуждение вопроса об отображении в градостроительной документации границ территорий объектов культурного наследия (далее – ОКН) и границ зон их охраны. Как и в целом по стране, в Иркутской области в своем подавляющем большинстве отсутствуют утвержденные проекты зон охраны ОКН, в результате чего уполномоченный областной орган обосновывает необходимость разработки таких проектов в составе работ по подготовке документов территориального планирования, и отказывает в согласовании их проектов, не содержащих границ ОКН и зон их охраны. В качестве средства убеждения муниципалитетов выступает тезис о том, что им же самим выгодно разработать проекты зон охраны и согласовать их с органом по охране ОКН, чтобы впоследствии не согласовывать отдельно вопрос предоставления каждого земельного участка. Вопрос, почему сам уполномоченный орган не выполняет прямо возложенные на него функции по обеспечению разработки и утверждению проектов границ, остался риторическим. Доводы представителей муниципалитетов, ОАО «Иркутскгипродорнии» и ИТП «Град» о том, что разработка проекта зоны охраны это самостоятельная специфическая работа, требующая отдельных финансовых средств, не предусмотренных в финансах, выделяемых на разработку генерального плана, что границы зон охраны должны отображаться только в случае предоставления в составе исходных данных для проектировщика уже утвержденных проектов, содержащих границы, поскольку они (границы) не утверждаются в генеральном плане, а только отображаются в нем, поддержаны не были. В итоге, сторонам дискуссии не удалось прийти к взаимоприемлемому решению вопроса. При этом, было обращено внимание на положение статьи 12 Федерального закона № 41-ФЗ от 20.03.2011 г., согласно которому отсутствие утвержденных проектов зон с особыми условиями использования территорий не являются препятствием в подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования. Эта норма, конечно, не панацея и, думается, была включена в закон не от хорошей жизни, но она позволяет в настоящее время преодолеть позицию региональных служб по охране ОКН, требующих от градостроительных проектировщиков и заказчиков документации совершения действий, не предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Состоявшиеся дискуссии по указанным вопросам станут хорошим заделом для прояснения позиций сторон и более глубокого их представления на очередной 9-ой градостроительной конференции ГИС-Ассоциации «Градостроительство и планирование территориального развития России», которая пройдет в июле в г.Иркутске на базе ОАО «Иркутскгипродорнии».
В целом, конференции сопутствовала благоприятная атмосфера заинтересованного обсуждения, в чем немалая заслуга организаторов, за что ИТП «Град» их еще раз поблагодарит.
1 апреля, для участников конференции был организован выезд на озеро Байкал (п. Листвянка) с посещением архитектурно-этнографического музея под открытым небом «Тальцы».
ИТП «Град» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации