31 марта 2011 года в Иркутске прошла Всероссийская конференция по саморегулированию
Как сообщает портал www.imperia-a.ru, 31 марта 2011 года в Байкальском государственном университете экономики и права (Иркутск) прошла Всероссийская конференция по саморегулированию.
Резолюция конференции
Переход субъектов инвестиционно-строительной сферы от лицензирования к саморегулированию выявил ряд проблем, на которые государство годами закрывало глаза, а именно на отсутствие должного контроля за субъектами рынка, отсутствие методической помощи, утерянной в постперестроечное время, отсутствие качественной обратной связи между заказчиком, подрядчиком и государством, когда стали возможны обманы и нарушения прав дольщиков и т.п.
Саморегулирование, при грамотной организации, может ликвидировать наметившиеся разногласия между заказчиками услуг и их исполнителями. СРО в состоянии организовать и контроль за качеством работ, обучение и переобучение своих членов, сформировать методическую и нормативную базу, позволяющую производить качественную продукцию и оказывать услуги. Государство при этом должно стать полноправным участником системы саморегулирования и обеспечить выполнение определенных функций, которые по силам только данному субъекту саморегулирования - функций контроля за качеством при производстве работ, сдачи объекта в эксплуатацию и эксплуатационный контроль (совместно с организациями саморегулирования в сфере ЖКХ). Перераспределение части контрольных функций возможно, но оно должно осуществляться с позиции здравого смысла и предполагать реальную возможность осуществления контрольных функций силами СРО, в особенности, если для этого необходимо специализированное лабораторное оборудование.
Однако перечисленные выше возможности саморегулируемых организаций пока недоиспользуются многими из них. Часть из них открыто избрали политику предоставления допусков ненадежным (с разных точек зрения) организациям. В связи с этим, по прежнему могут возникать проблемы с обманутыми дольщиками, как это было при лицензировании, может появляться долгострой, ненадежные строительные организации имеют возможность, при наличии допуска, выигрывать аукционы с минимальной ценой, а потом диктовать свои «кабальные условия» заказчику или субподрядчикам.
Оценка недвижимости по-прежнему осуществляется под заказ. Цена объекта может отличаться в разы друг от друга в соответствии с полученным заданием заказчика. Подомные же проблемы присутствуют и в других сферах саморегулирования.
Для исправления сложившейся ситуации участники конференции «Отраслевое саморегулирование в контексте реформы государственного управления и повышения качества продукции и услуг», прошедшей в г. Иркутске 31.03.2011 г., представляющие следующие субъекты саморегулирования инвестиционно-строительной отрасли: проектирование; изыскания; строительство; кадастровая деятельность; оценка недвижимости; риэлтерская деятельность; пожарная безопасность; эксплуатация зданий рекомендуют:
1) Прекратить попытки коммерциализации саморегулирования в отдельных сферах, когда СРО поручается самостоятельно проводить повышение квалификации своих членов, зарабатывая на этом дополнительные средства, помимо членских взносов;
2) Усилить организационную работу в отдельных сферах саморегулирования в части повышения квалификации, поскольку многие СРО организационно занимаются только фиксацией фактов о повышении квалификации при предъявлении им соответствующих документов, и не занимаются организацией повышения квалификации на базе аккредитованных вузов;
3) Определить перечень услуг, которые саморегулируемые организации должны оказывать своим членам за счет ежемесячных взносов, помимо контроля за их деятельностью. Смысл саморегулирования не должен сводиться к одному контролю, а и к организационной и методической помощи;
4) Настойчиво требовать от саморегулируемых организаций выполнения их прямых обязанностей при выполнении функции рассмотрения споров между предприятиями, жалоб заказчиков и третьих лиц на предприятия и организации, т.е. функций третейского суда;
5) Дифференцировать в сторону понижения сумму компенсационных взносов для представителей малого бизнеса, что может позволить снизить финансовую нагрузку на предпринимателей и одновременно расширить охват участников рынка, вступивших в СРО;
6) Законодательно зафиксировать необходимость участия представителей саморегулируемых организаций при определении победителей на аукционах на выполнение государственных и муниципальных заказов. Дополнительно необходимо определиться с формой участия, но как минимум это может быть заключение о надежности той или иной организации, по запросу органа, проводящего аукцион.
7) Вернуть понятие предквалификационного допуска для участников конкурсов (аукционов). Определить ряд единых критериев для проверки соответствия предприятий данным критериям. В качестве одного из критериев использовать рейтинг предприятия в саморегулируемой организации, полученный открытым путем с сайта саморегулируемой организации.
8) В связи с вышесказанным рекомендовать саморегулируемым организациям вести внутренний единый рейтинг надежности своих членов и открыто публиковать его на сайтах.
9) Форсировать рассмотрение вопроса по созданию саморегулирования в сфере пожарной безопасности.
10) Наладить более тесное сотрудничество государства, саморегулируемых организаций, страховых компаний, вузов и научного сообщества, с целью постоянного совершенствования процесса саморегулирования.
11) Включить в состав правления саморегулируемых организаций представителей общественности и науки, с тем, чтобы решения принимались не только в пользу руководства саморегулируемых организаций, а учитывалось общественное мнение и мнение большинства рядовых членов саморегулируемых организаций.
12) Заменить электронный аукцион на электронный конкурс, с тем, чтобы отказаться от практики покупки «кота в мешке» по минимальной цене.
13) Необходимо создать единый орган в стране, объединяющий все саморегулируемые организации. Данный орган будет заниматься унификацией нормативной документации для всех видов саморегулирования. В его состав должны входить директора и президенты всех национальных объединений саморегулируемых организаций, представители общественности, науки и государства.
14) Предложить саморегулируемым организациям, общественности, научному сообществу и иным заинтересованным лицам, создать в Иркутской области объединение саморегулируемых организаций, с тем, чтобы более качественно решать проблемы, возникающие после перехода от лицензирования к саморегулированию.
15) Форсировать рассмотрение вопроса по созданию саморегулирования в сфере производства строительных материалов, либо на законодательном уровне обязать производителей стройматериалов получать допуски на их производство у саморегулируемых организаций в сфере строительства
16) Обратить внимание государства на необходимость усиления престижа специалистов со средним профессиональным образованием в области строительства и ЖКХ. Помимо этого, необходимо пересмотреть систему образования в школах, с тем, чтобы не «загонять» всех в 10-11 класс, а рекомендовать технически подготовленным ребятам поступление в профессиональные училища и техникумы для получения рабочих профессий (каменщиком, плотников, электриков и т.п.). Иначе зависимость от дешевого, но некачественного труда мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, затрудняет качественное саморегулирование процессами, протекающими в отраслях инвестиционно-строительного комплекса.
17) Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства выявило проблему отсутствия грамотных специалистов с высшим образованием для работы в этой сфере. Вузам необходимо рассмотреть вопрос о подготовке экономистов и менеджеров в жилищно-коммунальной сфере.
18) С целью защиты прав всех граждан страны необходимо скорейшее введение обязательности членства управляющих компаний в саморегулируемой организации. Причем в случае с ЖКХ необходимо рассмотреть вопрос об обязательности членстве в региональной саморегулируемой организации, поскольку управлять имуществом жильцов из центральных городов страны эффективно невозможно.
19) Создание обязательности членства в СРО в сфере ЖКХ должно сопровождаться установлением значительной суммы взноса в компенсационный фонд, с тем, чтобы избежать возможности управляющей компании «исчезнуть» с деньгами граждан.
20) В связи с негативной ситуацией в сфере регулирования ЖКХ и исполнения управляющими компаниями обязанностей по управлению жилым фондом, участниками конференции рекомендовано выйти с предложением к руководству субъекта федерации (губернатору Иркутской области) о введении регионального закона об обязательности членства управляющих компаний в саморегулируемой организации. После принятия Федерального закона относительно условий вступления в саморегулируемые организации в сфере управления ЖКХ, региональное законодательство может быть приведено в соответствие с федеральным.
21) Скорейшее введение обязательности членства в СРО в сфере кадастровой деятельности для обеспечения качества выполнения работ по землеустройству и технической инвентаризации.
22) Саморегулирование в области оценочной деятельности признано неэффективным. Многие годы объединение СРО оценщиков не выполняет свою прямую обязанность по разработке стандартов и правил оценки. В связи с этим допускаются грубейшие нарушения и коррупция при оценке объектов.
Необходимо чтобы инструмент саморегулирования в этой сфере заработал в полной мере и перестал быть «кормушкой» и инструментом многих недобросовестных оценщиков, которые в соответствии с полученным заказом могут оценить объект на сумму отличающуюся друг от друга в разы. Принятие стандартов оценки - первоочередная задача.
23) С целью декоррумпированности саморегулирования с области оценки предлагается обязать отчеты об оценке публиковать на сайтах оценочных организаций, с тем, чтобы другие участники рынка и представители общественности могли видеть достоверную картину о стоимости того или иного объекта, и в случае несогласия с ценной обращаться в специализированные органы по решению споров: третейские и арбитражные суды.
24) Предлагается, чтобы в комиссию по оспариванию споров в различных сферах саморегулирования входили не только представители саморегулируемой организации, членом которой является организация, на которую поступила претензия или жалоба, но в эту комиссию также должны входить представители общественности, местного самоуправления, науки и других саморегулируемых организаций.