Градостроительное образование: из сегодня в завтра
Г.П. Ерохин (НГАХА, Новосибирск)
Ерохин Г.П.
Градостроительство — деятельность, содержание которой в разное время по-разному раскрывалось в проектной, научной и образовательной практике. Меняющаяся социально-экономическая ситуация в РФ кардинально трансформирует градостроительное законодательство, что отражается в градостроительной теории, практике и образовании.
Традиционно в России градостроительство считалось неотъемлемой специализированной частью архитектуры, а потому о существовании профессиональных градостроителей в строгом понимании этого термина говорить не приходится, так как в стране пока нет человека, у которого на руках был бы диплом государственного образца с указанием соответствующей профессии. Точно также в штатных расписаниях пока нет должности главного градостроителя проекта или главного градостроителя города. Называя кого-то градостроителем, мы чаще всего подразумеваем направленность интересов специалиста (по образованию, как правило, архитектора или инженера), его квалификационный уровень, профессиональную зрелость.
Но в ближайшее время ситуация изменится — в 2007 г. были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) второго поколения по направлению «Градостроительство», и российские вузы вскоре начнут выпускать на рынок труда бакалавров градостроительства.
С 1 января 2011 г. в силу вступили ФГОС ВПО третьего поколения, которые отличаются от предыдущих стандартов ориентацией на компетентностную, а не знаниевую модель подготовки специалиста и сроками подготовки градостроителей: бакалавр — 5 лет (было 4,5), магистр — 2 года (было 2,5).
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (НГАХА) еще в 2008 г. получила лицензию на право подготовки специалистов-градостроителей, однако набор на новую специальность не проводился. С 1 сентября 2011 г. академия планирует принимать первокурсников на направление «Градостроительство» (пока только бакалавриат) по вступившим в силу ФГОС ВПО третьего поколения.
В связи с этим в НГАХА и других архитектурных вузах (хочется надеяться, что и в профессиональном сообществе в целом) идет оживленная дискуссия о формировании компетентностной модели подготовки бакалавров и магистров градостроительства, причем дискуссия носит практический характер. Ее результаты выльются в планы и рабочие программы учебных дисциплин, а они, в свою очередь, — в реальные знания, навыки и умения выпускника. Именно компетентность должна определить востребованность первых выпускников-градостроителей на рынке труда и создать имидж (бренд) профессии.
Дискуссия о формировании компетентностной модели тем более актуальна, что ФГОС третьего поколения оставляет за вузом право дисциплинарного наполнения учебного плана, определяя в качестве обязательных лишь половину дисциплин и общий набор компетенций. За вузом же остается вторая половина дисциплин и общий алгоритм реализации компетенций, определенных стандартом.
Рис.1. Художественно-эстетический подход (фрагмент выпускной работы специалиста-архитектора А.С. Конкина, руководитель Г.П. Ерохин, 2010 г.)
Можно прогнозировать, что в НГАХА по крайней мере первые выпуски бакалавров и магистров градостроительства будут очень близки по профессиональной ментальности и компетентности к архитекторам.
В подтверждение подобного предположения говорят следующие факты:
1. Градостроителей будут готовить архитекторы.
В качестве руководителей курсовых и дипломных проектов у градостроителей будут выступать действующие преподаватели архитектурных вузов. Именно они будут формировать профессиональное мировоззрение студентов и, следовательно, первых бакалавров и магистров градостроительства. Хотя многие из задействованных преподавателей и специализируются на градостроительной тематике в своей научно-учебной и профессиональной деятельности, по образованию они являются архитекторами и, соответственно, носителями «архитектурной ментальности».
2. На современном рынке труда бакалавры и магистры градостроительства пока не востребованы.
С точки зрения современного профессионального сообщества, градостроитель — это качественная характеристика специалиста, который «дорос» до высокого профессионального уровня. Возможно именно поэтому «бакалавр градостроительства» потенциальными работодателями пока воспринимается скептически.
Будущая востребованность градостроителей зависит от того, какие профессиональные качества или набор компетенций продемонстрируют первые выпускники, как они впишутся в коллектив проектной организации, смогут ли расширить спектр возможностей организации-работодателя или организовать собственное дело, возглавить процесс проектирования, планирования, управления.
3. Подготовка градостроителей будет осуществляться в архитектурном вузе на базе уже реализуемой образовательной программы.
Реформирование любой сферы затратно по определению, это касается и высшего образования. Открытие новой специальности, переход на новые образовательные стандарты при продолжении подготовки студентов (бакалавров, специалистов, магистров) по старым стандартам и тому подобное заставляет вузы «оптимизировать» образовательные процессы. На практике это означает банальную экономию на всем и концентрацию сил и средств на основных участках работы. Следствием является максимальное «споточивание» реализуемых образовательных программ, тем более что ФГОС это позволяет. Так, у градостроителей (бакалавров) значительная часть компетенций очень близка к компетенциям архитекторов.
Таким образом, компетентностная модель градостроителя на первом этапе реализации образовательной программы будет максимально приближена к модели архитектора, что позволит начать ее реализацию в современных условиях, облегчит поиск работы выпускникам, обеспечив возможность их профессиональной адаптации и мобильности, упростит процесс профориентации абитуриента.
При этом подготовка градостроителей будет совершенствоваться на основе постоянно развивающейся компетентностной модели, эволюцию которой необходимо ориентировать, с одной стороны, на удовлетворение меняющихся требований рынка труда и социальный заказ, с другой — на саморазвитие профессии, формируя спрос предложением. Уже сейчас очевидно, что процесс коррекции содержания образовательных программ будет перманентным.
Рис.2. Организационно-правовой подход (фрагмент выпускной работы магистра архитектуры А.Е. Гашенко, руководитель Г.П. Ерохин, 2010 г.)
Идущая уже довольно долгое время полемика о будущем профессии градостроителя выявила две принципиальные позиции: сохранение и преумножение художественно-творческого начала в градостроительстве или формирование принципиально нового (для нас) экономико-правового подхода. Антагонизм точек зрения автоматически переносится на видение компетентностной модели будущего градостроителя. Радикальной точкой зрения является полный разрыв с архитектурой, со стремлением к эстетической организации пространства, другая крайность — полное игнорирование меняющегося экономико-правового поля профессии.
По мнению автора, при переходе от «архитектурно-градостроительного» образования к «градостроительному» в качестве основной цели следует выбрать поддержание паритета различных точек зрения на город, исключение доминирования одной из них в образовательной программе, соблюдение баланса «художественного» и «утилитарного» подходов, административно-командной и экономико-правовой методологии управления, внимание ко всем компонентам градостроительства — социальному, инфраструктурному и формотворческому. Необходимо готовить специалиста, адекватного не только сегодняшним или даже сиюминутным потребностям рынка труда, градостроительного законодательства и др., но и способного видеть и решать проблемы завтрашнего дня, а также чувствовать вызовы дня послезавтрашнего.
Сегодня мы, вероятнее всего, сможем заложить только основу профессиональной подготовки градостроителя, насущная задача — начать воспитание будущих учителей-градостроителей. Предполагаю, что градостроителей в полном смысле слова (есть такая профессия) будут готовить и воспитывать те, которые только собираются поступать или учатся на первых курсах.