Космические снимки для оптимизации управления территориями
В.И. Герасимов, С.И. Михайлов, И.И. Касимов (Инженерно-технологический центр «СКАНЭКС»)
Герасимов В.И.
Михайлов С.И.
Касимов И.И.
В современных условиях невозможно обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировом уровне без применения новейших информационных технологий, о чем неустанно напоминают руководители государства. Развитие российской экономики в частности и общества в целом настоятельно требует перехода к использованию максимально объективных и доступных сведений.
Решение о выборе технологии получения точной, объективной информации должно приниматься на самом высоком государственном уровне, поскольку оно является не столько управленческим, сколько политическим.
В качестве одной из таких технологий может быть выбрано получение данных при минимальном участии человека, то есть исключающее поступление информации с первичным искажением, что уже в значительной степени оптимизирует управленческое решение. В полной мере это можно отнести к получению данных с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
Стоит заметить, что в нашей стране деятельность в области распространения и использования космических данных до сих пор не отрегулирована в законодательном аспекте и часто регламентируется подзаконными актами (например, постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 326 «О порядке получения, использования и предоставления геопространственной информации»), что в значительной степени осложняет задействование таких данных в практике хозяйствующих субъектов. Законодательное обеспечение деятельности в области получения и использования пространственных данных позволит сделать их более доступными, а действенная защита авторских прав на космоснимки — прозрачными.
Спутниковые данные остро необходимы для решения неотложных задач метеорологии; мониторинга лесов, сельхозугодий, землепользования (рис. 1), состояния технических объектов (рис. 2), территорий с активной нефтегазодобывающей инфраструктурой; создания земельного кадастра, цифровых карт; территориального планирования; геологоразведки; предупреждения развития чрезвычайных ситуаций и т. д. По сути дела, данные ДЗЗ уже стали инструментом антикризисного управления.
Контроль использования сельхозугодий увеличивает налоговую составляющую местных бюджетов и позволяет оптимизировать затраты сельхозпроизводителей. Работа по межеванию земель муниципальных поселений создает условия для планирования бюджетов, решает вопросы наблюдения за объектами недвижимости.
Рис.1. Карьер, используемый под складирование строительного мусора в Московской области. Изменение ситуации в 2006–2007 гг. по данным высокодетальной космической съемки
Однако нельзя воспринимать получение и обработку материалов космической съемки как единственный вариант доступа к информации в рамках реализуемых задач. Нужен тесный контакт со всеми структурными подразделениями, осуществляющими управление в предметной области. Для наиболее эффективного управления необходимы сбор первичных сведений от «предметников» и интеграция их с пространственной информацией на базе ГИС и космических снимков.
Иначе говоря, для реализации задач, стоящих перед муниципальными образованиями, необходим комплексный подход к агрегированию и использованию предметной информации. Осуществить это можно с помощью информационного ресурса, объединяющего функционал ГИС и различные базы данных с целью автоматизации похозяйственного учета муниципального образования.
Рис.2. Мониторинг состояния крупных технических объектов: 1 — развитие активных эрозионных процессов; 2 — земляные работы в непосредственной близости от технического коридора; 3 — прохождение под железнодорожными путями — зона повышенной аварийной опасности; 4 — зона повышенной коррозионной активности; 5 — участок отклонения от проектной документации
В рамках информационного ресурса в режиме «одного окна» муниципальным органам должен представляться набор универсальных инструментов построения моделей деловых процессов, административных регламентов и баз данных. Для оптимизации и решения вопросов территориальной распределенности должны широко использоваться возможности доступа к данным при помощи Web-технологий.
Основные задачи управления, решаемые при помощи материалов космической съемки и автоматизации похозяйственного учета, можно классифицировать следующим образом:
— создание учетных и управленческих систем в области регистрации прибытия/
убытия граждан и актов гражданского состояния, похозяйственного и воинского учета, учета льготных категорий и социальной поддержки граждан, начисления субсидий;
— создание АИС учета и управления муниципальным имуществом (ведение реестра объектов имущества, учет перехода прав, аренда имущества с автоматизацией расчета платежей, информационная поддержка при разрешении спорных ситуаций в судебном порядке);
— учет хозяйственной и предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований, прогнозирование показателей социально-экономического развития территорий, формирование паспорта территорий, расчет налогооблагаемой базы, формирование дислокации торговых точек;
— создание АИС для ведения реестров государственной собственности и автоматизации регламентов по управлению собственностью, информационная поддержка спорных вопросов по разграничению собственности;
— информационная поддержка разработок схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.