Яндекс: что дало приобретение «ГИС Технологий»? Отчет ГИС-Ассоциации
Компания Яндекс запустила на сервисе Яндекс.Карты новую карту Москвы и Московской области собственного производства. Об этом, а также о покупке «ГИС Технологий» и планах картографического ресурса Яндекса на будущее говорили представители компании на специальной пресс-конференции, прошедшей 18 апреля в Москве.
Руководитель отдела контент-сервисов компании Андрей Стрелков, рассказав немного об истории создания Яндекс.Карт, презентовал журналистам новый сервис карт Москвы и Московской области, созданный именно компанией Яндекс. Это событие и стало главной новостью пресс-конференции. По словам менеджера Яндекс.Карт Марии Орловой, до запуска собственных карт данные на картографическом ресурсе компании обновлялись всего лишь 2 раза в год. К тому же, три ведущих картографических сервиса рунета, а это, помимо Яндекса, ресурсы Google и Mail.ru, полностью зависели от единого поставщика картографической информации – ЗАО «Геоцентр-Консалтинг». И любая ошибка, закравшаяся в первичные данные, предоставляемые этой компанией, моментально появлялась на всех трех ведущих сервисах российской части Интернета.
Такое положение дел не устраивало компанию Яндекс, именно поэтому было принято решение о приобретении «ГИС Технологий» в 2010 г. Теперь Яндекс может создавать карты самостоятельно, а также гораздо чаще обновлять собственные данные. Также компания самостоятельно будет создавать граф и маршрутизацию. Заявленная Андреем Стрелковым частота обновления данных – 1 раз в месяц. Конечно, и подобные сроки не являются оптимальными, к примеру, за месяц дорогу могут успеть и перекрыть, и снова открыть для проезда. Поэтому в будущем Яндекс будет стремиться производить обновления еще чаще, огромное внимание уделяя обратной связи с пользователями, сообщающими об изменениях и ошибках. Ошибки теперь Яндекс также может исправлять самостоятельно, не дожидаясь этого от поставщика данных. Пожалуй, именно эта возможность независимо от кого бы то ни было создавать собственный продукт и стала для компании главной мотивацией в приобретении ООО «ГИС Технологии», что особенно подчеркнули сотрудники Яндекса. Однако деятельность картографических компаний несколько сковывает действующая в России законодательная база. По словам пресс-секретаря Яндекса Очира Манджирова, картографам пришлось каждую созданную карту, а всего таких бумажных карт «набралось на 13 килограмм», распечатывать и согласовывать в Росреестре. Безусловно, такая процедура ни в коей мере не способствует качественному и быстрому обновлению данных.
И все же, одной из целей Яндекс.Карт является обновление данных в режиме онлайн, как это реализовано, например, в некоторых районах Ленинградской области. Это "эдакий идеальный вариант". Но, к сожалению, российские ведомства неохотно идут на контакт, и говорить о каких-либо конструктивных переговорах и контактах в этом направлении, в том числе о создании базы метаданных, сейчас нельзя, отметил г-н Стрелков. Все это на уровне планов и задумок, многие из которых представители Яндекса не стали раскрывать из соображений сохранения коммерческой тайны.
При создании и обновлении карт Яндекс использует космические снимки, различные базы данных и собственные сервисы, такие как Яндекс.Панорамы. Обладает компания и лицензией на осуществление геодезической деятельности, а космоснимки с максимальным разрешением 0,5 м Яндексу поставляет компания «СКАНЭКС». Используются данные с КА IKONOS, QuickBird и WorldView-2. Всем объектам на картах при создании и разработке присваиваются координаты в системе WGS-84. Как сообщила Мария Орлова, новая версия карт Москвы и Московской области гораздо подробнее предшествующей, к уже существующей информации о 204 городах РФ и СНГ добавлены данные о 126 городах и поселках Московского региона, а также более 300 тыс. объектов и адресов.
За адресный реестр в Яндексе отвечает специальный отдел, источниками данных являются базы данных юридических лиц, организации по мере возможности проверяются сотрудниками на соответствие данных реальной ситуации. Однако, Андрей Стрелков подчеркнул, что это очень сложный вопрос и более подробно на него компания готова ответить отдельно, также как и по правовому статусу данных.
Цифровые карты, представленные на ресурсе, соответствуют картам масштаба 1:10 000. До конца 2011 г. Яндекс планирует покрыть собственными картами территории больших городов и областных центров, сообщил А. Стрелков. Что касается данных о зарубежных городах и населенных пунктах, то у компании есть лицензия на создание карт стран СНГ, для этого нет необходимости открывать в каждой стране свое представительство, а по дальнему зарубежью ведется работа с поставщиками таких данных.
Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» и ООО «ГИС Технологии» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации
Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» (www.scanex.ru) предоставляет интегрированные решения на рынке ДЗЗ: — прием на сеть собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru ) данных Terra/MODIS, Aqua/MODIS, IRS-1D, Resourcesat-1 (IRS-P6), Cartosat-1 (IRS-P5), Cartosat-2, SPOT 2, SPOT 4, SPOT 5, Formosat-2, EROS A, EROS B, RADARSAT-1, ENVISAT-1; — распространение данных Landsat 4/5/7, ASTER, TerraSAR-X, IKONOS, GeoEye-1, QuickBird, WorldView-1/2, ALOS, — разработка и поставка универсальных аппаратно-программных комплексовАлиса-СК™ (L-диапазон) для приема метеоданных NOAA, MetOp, FengYun и УниСкан™ (X-диапазон) для приема и обработки данных с разрешением до 0.7 м (www.scanex.ru/ru/stations); — разработка и поставка программ обработки изображений Земли из космоса ScanMagic®, ScanEx Image Processor®, ScanEx SPOT Processor®, ScanEx SAR Processor®, ScanEx ENVISAT ASAR Processor® (www.scanex.ru/ru/software); — создание геопорталов с использованием изображений Земли из космоса (www.kosmosnimki.ru); — выполнение тематических проектов с использованием данных ДЗЗ; — предоставление оперативного доступа к данным датчиков MODIS через Интернет (http://eostation.scanex.ru ); — реализация некоммерческих проектов по популяризации использования спутниковых снимков Земли в образовании, экологии, туризме и др. (www.transparentworld.ru).