Каталог Данных Каталог Организаций Каталог Оборудования Каталог Программного Обеспечения Написать письмо Наши координаты Главная страница
RSS Реклама Карта сайта Архив новостей Форумы Опросы 
Здравствуйте! Ваш уровень доступа: Гостевой
Навигатор: Наши конференции/Подробно о:/2011.05. Киров. XVIII Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»/
 
Rus/Eng
Поиск по сайту    
 ГИС-Ассоциация
 Аналитика и обзоры
 Нормы и право
 Конкурсы
 Дискуссии
 Наши авторы
 Публикации
 Календарь
 Биржа труда
 Словарь терминов
Проект поддерживают  



Авторизация    
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Проблемы с авторизацией?
Зарегистрироваться




width=1 Rambler_Top100

наша статистика
статистика по mail.ru
статистика по rambler.ru

Реклама на сайте
Новостные ленты

Эксперт-online: кому нужны космические карты

На сайте Эксперт-online размещена статья Андрея Юданова «Вторая половинка модернизации», в которой идет речь об инновационных компаниях России, применяющих спутниковые технологии в бизнесе, - Яндекс, «СКАНЭКС» и т.д. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке - http://expert.ru/expert/2011/20/vtoraya-polovinka-modernizatsii/

Мировой опыт показывает, что успех в развитии экономики зависит от трех компонентов: создания, распространения (или «диффузии») и применения инноваций. Именно от этих трех компонентов, а не от одного, пусть даже столь важного, как создание инноваций. Общеизвестность этого факта, как ни странно, совершенно не стимулирует внимания к применению и распространению инноваций в России. Модернизация вновь и вновь рассматривается только через призму создания инноваций.

Вполне реальна опасность, что стартапы, массово взращенные в технопарках, словно диковинные плоды в теплицах, будут столь же массово отвергаться экономикой, в них не нуждающейся.

Два года назад одно из исследований «Эксперта» (см. № 2 за 2009 г.) уже посвящалось вопросу, почему в отличие от многих других стран у нас за последнее десятилетие не появилось ни одной компании, выросшей из технологического стартапа до серьезного игрока мирового уровня. В ходе этого исследования выяснилось, что для предприятий с оборотом 10–100 млн долларов, переросших размеры малого инновационного бизнеса и вышедших из зоны инкубации в «открытый грунт», главным тормозом становится не нехватка финансов, а ограничение рынков. Чтобы стать по-настоящему крупным, отечественному хайтеку просто не хватает спроса на его продукцию.

Первичным же является спрос не на инновации как таковые, а на те конечные продукты, куда эти инновации встроены. То есть спрос на инновацию возникает не тогда, когда, скажем, фторполимерное покрытие удается нанести без агрессивных химических растворителей, а тогда, когда в магазинах выстраиваются очереди за безопасными антипригарными сковородками с этим покрытием. Не может ли в таком случае мощный поток спроса, который умеют создавать быстрорастущие фирмы-«газели», служить еще и спусковым механизмом раскрутки естественной модернизации? Посмотрим, что происходит в конкретных ситуациях.

Кому нужны космические карты

«Яндекс» — долгоживущая «газель», легко восстановившаяся после кризиса (темп роста в 2010 году свыше 50%), — столкнулся при выходе на перспективнейший рынок мобильного интернета с проблемой. Эта компания, побивающая на рынке поиска в русскоязычном сегменте интернета даже сильнейших соперников (в декабре 2010 года, по данным LiveInternet, она контролировала 64% его объема, а мировой чемпион поиска Google — лишь порядка 30%), уперлась в своем развитии в стену банального монополизма.

«Вы покупаете iPhone — там встроен поиск. Но там нет «Яндекса». У нас нет никакого способа договориться с Apple, никакого. Они просто не разговаривают, понимаете?» — говорит Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям и разработке. Все просто: транснациональные корпорации Apple и Google, выстраивая свои отношения как некий пакет взаимных обязательств в глобальном масштабе, не собираются выделять в России отдельной доли для «Яндекса». Если поиск, то по всему миру — поиск Google.

Какова же реакция «Яндекса» на не слишком рыночное поведение конкурентов? Она на удивление спокойна и конструктивна: «Они все преследуют свои интересы, и нам нужно оказаться в этом мире нужными пользователю. И востребованными, и уместными — вот эта задача для нас острая».

Действительно, когда сервисы, созданные «Яндексом», по-настоящему нужны пользователям, конкурентные преимущества получают те производители, которые устанавливают их на свои мобильники. «Со всеми можно договориться. С Android проще. Их платформа диверсифицированная, и смартфоны [с предустановленными поисковиками] делаются многими людьми. Туда проще встроиться, чем в iPhone. Пока, по крайней мере. Кроме этих дорогих платформ есть более дешевые. Есть Samsung, есть Nokia, Microsoft. Может быть, и с iPhone удастся договориться», — говорит г-н Сегалович.

Вот оно, типичное для «газелей» сочетание сильнейшей мотивации к инновации с возможностью реализовать ее, опираясь на уже достигнутый успех. «Мы делаем хорошие приложения, мы выпускаем новую почту, мы делаем новые карты — у нас самая популярная карта в России. Несмотря на монополию Google-карт во всех устройствах. Когда вы устанавливаете то или иное устройство, вы ставите Symbian, ставите Android, ставите iPhone, ставите Samsung Bada — во всех четырех платформах по умолчанию стоят Google-карты. Тем не менее благодаря тому, что мы сделали «Яндекс-пробки», благодаря тому, что наши карты более полные и точные, чем у всех наших конкурентов на территории России, благодаря адресной базе, которую мы собирали, мы — самое популярное картографическое приложение в стране».

А чтобы приложения были действительно хорошими, «Яндекс» активно ищет инновации, способные их усилить, повсюду, где только может найти. Он, например, является крупнейшим частным заказчиком космических карт ИТЦ «СКАНЭКС». Достижения «СКАНЭКСа» впечатляют: частная фирма сумела развернуть по стране столь плотную сеть наземных приемных станций собственного производства, что ей могут позавидовать даже государственные сети. Она купила лицензии на прямой прием данных со спутников большинства мировых операторов, разработала инновационные программы их обработки. В сумме это впервые дало возможность регулярного обзора территории России и стран СНГ в реальном времени с пространственным разрешением от сотен метров до 80 см. И именно на этой основе были развиты такие популярные сервисы, как уже упомянутые «Яндекс-пробки» или «Новости на карте».

Упустить такую инновацию, не предъявить на нее спроса «Яндекс» просто не мог. Уже в 2007–2008 годах в сервисах «Яндекса» появились сканэксовские спутниковые карты, позволившие москвичам видеть город вплоть до отдельного дома. Позже «СКАНЭКС» специально для проекта «Яндекс-карты» создал мозаики покрытий снимками Центрального, Южного, Северо-Западного федеральных округов, а также целого ряда крупных российских городов. Не без особых усилий «СКАНЭКСа» сервис на «Яндекс-картах» стал дружественным к потребителю. Например, появились бесшовные покрытия, в которых легко перемещаться: это не отдельно набросанные кадры, с разрывами и нестыковками на границах, а единый охват территории, не имеющий внутренних швов. «Сейчас очень приятно периодически слышать, что на «Яндексе» информация новее, чем на площадке Google Earth. Мы действительно этим гордимся», — говорит Ольга Гершензон, заместитель генерального директора ИТЦ «СКАНЭКС».

Много ли подобных карт разработал бы и продал «СКАНЭКС» в России, не будь спроса со стороны «Яндекса»? Задавая этот вопрос, заметим, что на самом деле «СКАНЭКС» весьма успешен в бизнесе с госструктурами, но мы в данном случае говорим об относительной неразвитости чисто коммерческого спроса на его высокотехнологичную продукцию. Любому жителю нашей страны до обидного легко вообразить себе журнальные заголовки вроде «Лучшие в мире космические карты не нужны газовикам», сопровождаемые описанием мытарств талантливых разработчиков в попытках пристроить куда-нибудь свое детище.

Этого, к счастью, не случилось. Знаменитая вечная российская проблема «внедрения», оказывается, имеет реально существующее решение, причем не в теории, а на практике: быстрорастущим «газелям», в отличие, скажем, от многих крупнейших корпораций, вовсе не нужно «принуждение к инновации». Сами найдут инновацию и сами предъявят на нее спрос. Потому что, с одной стороны, собственный оглушительный рыночный успех дает в руки «газелей» материальные ресурсы для подкрепления спроса на инновации, а с другой — необходимость наращивать и закреплять этот успех создает у них острую заинтересованность в непрерывном привлечении инноваций.

Если вернуться к «Яндексу», то он предъявляет спрос далеко не только на разработки «СКАНЭКСа», но и на инновации, созданные многими другими представителями российского (и не только российского) хайтека. На фирме даже создан специальный отдел по работе со стартапами. Лучшие из них «Яндекс» покупает, интегрируя инновации в свой бизнес и вбирая в себя команды разработчиков. А в последнее время на повестку дня встало и собственно венчурное инвестирование, поддержка стартапов инвестициями без их поглощения. Потому что так, по мнению г-на Сегаловича, «они будут лучше работать, чем если их съест большая компания», а значит, скорее дорастут до того уровня развития, когда станут полезными «Яндексу».

ГЛОНАСС и реальный бизнес?

Но, быть может, «Яндекс» столь чувствителен к инновациям потому, что сам является высокотехнологичной IT-компанией? Обратимся к внутрироссийскому и международному автомобильному грузоперевозчику «Лорри» из Екатеринбурга, к фирме, по роду своих занятий вроде бы предельно далекой от инноваций. Рисунок развития событий, однако, поразительно похож на только что рассказанную историю с «Яндекс-картами».

Сначала на базе старейшего советского транспортного предприятия Екатеринбурга, занимавшегося грузоперевозками с 1929 года, сформировалась конкурентоспособная фирма-«газель», развивающаяся бешеными темпами (выручка в 2001 году — 27 млн рублей, выручка в 2010 году — 1,64 млрд рублей, прирост за последний год — более 40%). Примерно с середины 2000-х стратегия роста «Лорри» приобретает отчетливую изюминку: фирма ставит своей целью встраивание технологии перевозок в бизнес своих клиентов.

Неудивительно, что в рамках подобной стратегии «Лорри» одна из первых в России установила на своих автомобилях простую спутниковую систему, передающую координаты их перемещения. Примерно это же делают навигаторы ГЛОНАСС/GPS, активно (и под большим давлением властей) внедряемые в настоящее время в пассажирских перевозках городов России. Но «Лорри» нужна была не спутниковая навигация для галочки, а реальная система управления транспортным парком, причем управления в режиме международных перевозок.

Последнее вносило ряд осложнений. В частности, требовало от систем навигации двойной схемы передачи данных (по GPRS-каналу в пределах России и по спутнику — за границей, так как зарубежный роуминг непозволительно дорог). Единственной компанией, которая согласилась на такую интеграцию, оказались «Русские навигационные технологии» (РНТ), адаптировавшие под нужды «Лорри» свою разработку — систему «АвтоТрекер». Кроме того, по заказу «Лорри» в РНТ создали инструменты бизнес-анализа, которые позволили оценивать эффективность работы водителя, эффективность использования автотранспорта, правильность расхода топлива. В итоге транспортная фирма получила возможность отслеживать массу показателей, на основании которых принимаются оперативные решения и которые превратили систему мониторинга в систему контроля и управления. Сразу же после внедрения новой системы троекратно упали издержки на связь, на 5% снижены нормативы расхода топлива в целом по предприятию (в компании подчеркивают, что это только первая волна снижения издержек).

Итак, предъявляя спрос на инновации, «Лорри» реализует собственные жизненно важные цели. Одновременно она и подобные ей фирмы вдыхают подлинную рыночную жизнь в проект ГЛОНАСС, который, конечно, может (а из стратегических соображений, вероятно, даже должен) опираться на костыли государственных принудительных требований к эксплуатации транспортных средств.

Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации

Инженерно-технологический Центр (ИТЦ) «СКАНЭКС» (www.scanex.ru) предоставляет интегрированные решения на рынке ДЗЗ:
прием на сеть собственных станций УниСкан™ и распространение (http://catalog.scanex.ru ) данных Terra/MODIS, Aqua/MODIS, IRS-1D, Resourcesat-1 (IRS-P6), Cartosat-1 (IRS-P5), Cartosat-2, SPOT 2, SPOT 4, SPOT 5, Formosat-2, EROS A, EROS B, RADARSAT-1, ENVISAT-1;
распространение данных Landsat 4/5/7, ASTER, TerraSAR-X, IKONOS, GeoEye-1, QuickBird, WorldView-1/2, ALOS,
разработка и поставка универсальных аппаратно-программных комплексовАлиса-СК™ (L-диапазон) для приема метеоданных NOAA, MetOp, FengYun и УниСкан™ (X-диапазон) для приема и обработки данных с разрешением до 0.7 м (www.scanex.ru/ru/stations);
разработка и поставка программ обработки изображений Земли из космоса ScanMagic®, ScanEx Image Processor®, ScanEx SPOT Processor®, ScanEx SAR Processor®, ScanEx ENVISAT ASAR Processor® (www.scanex.ru/ru/software);
— создание геопорталов с использованием изображений Земли из космоса (www.kosmosnimki.ru);
— выполнение тематических проектов с использованием данных ДЗЗ;
— предоставление оперативного доступа к данным датчиков MODIS через Интернет (http://eostation.scanex.ru );
— реализация некоммерческих проектов по популяризации использования спутниковых снимков Земли в образовании, экологии, туризме и др. (www.transparentworld.ru).


См. также:
Каталог Организаций:
   - СКАНЭКС
   - Google
   - ГИС Технологии (Яндекс)
   - Русские Навигационные Технологии (РНТ)
Каталог Оборудования:
   - «АвтоТрекер»
   - Яндекс.Карты
   - ГЛОНАСС
   - GPS (Global Positioning System)
Каталог Авторов:
   - Гершензон О.Н.

Разделы, к которым прикреплен документ:
Новости
Наши конференции / Подробно о: / 2011.05. Киров. XVIII Всероссийский форум «Рынок геоинформатики в России. Современное состояние и перспективы развития»
Прогр.обесп. (ПО)
Оборудование
Организации
Тематич. разделы / Hавигация, связь, транспорт
Тематич. разделы / Картография, ГИС
Тематич. разделы / Технологии
Тематич. разделы / Технологии / ГИС и Интернет
Страны и регионы / Россия
Страны и регионы / Россия / Центральный ФО / г. Москва
 
Комментарии (0) Для того, чтобы оставить комментарий Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться




ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ
Оставлено сообщений: 0


Источник: http://expert.ru/expert/2011/20/vtoraya-polovinka-modernizatsii/
Цитирумость документа: 5
13:07:56 23.05 2011   

Версия для печати  
    Анонсы партнеров

    Наши предложения
  Новости Gisa.ru в Телеграм
  Реклама на сайте
  Зарегистрироваться и получать новости по e-mail
  Конференции ГИС-Ассоциации
  Журнал "Управление развитием территории"
  Контакты

Портал Gisa.ru использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности сайта и сервисов. Оставаясь на сайте Gisa.ru вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.
© ГИС-Ассоциация. 2002-2022 гг.
Time: 0.011008977890015 sec, Question: 125