Как передает сайт agency.archi.ru, немецкий архитектор и инженер Петер Кнох при поддержке компании КНАУФ издал необычный путеводитель по архитектурным памятникам Москвы: хрестоматийные туристические объекты в нем соседствуют с современными зданиями, а исторические факты – с информативными картами. Презентация сборника состоялась на прошлой неделе в Союзе архитекторов России.
Петер Кнох является одним из соучредителей Клуба немецких инженеров и архитекторов (KdAI) в Москве и уже в течение нескольких лет живет и работает в российской столице. В том, что с архитектурой Москвы знакомит не коренной москвич, а немецкий архитектор, есть что-то экзотическое и вместе с тем трезвое: взгляд профессионала, свободного от городской обыденности, выхватывает из обилия столичной застройки подлинные шедевры, иногда не для всех очевидные. Свой атлас Кнох, несомненно, создавал для архитектурных гурманов. «Москва кажется неприступнее, чем есть в действительности. Она скрывает себя под оболочкой и сначала может оттолкнуть», – признается Кнох и проводит параллель между городом и его жителями: «так же, как и сами люди, которые в общественных местах ведут себя замкнуто, почти отталкивающе, а в личном пространстве напротив – отрыто и искренне». Город не спешит демонстрировать свои шедевры – чтобы их увидеть, нужно приложить немалые усилия, – вот основной лейтмотив повествования Кноха.
Книга охватывает широчайший временной и пространственный контекст архитектурных памятников – от первых каменных храмов до объектов элитной Остоженки, от Кремля и до самых до окраин, включая территорию Сокольников и ВВЦ. Львиная доля сведений содержится в картах, занимающих в книге равноправное положение наряду с традиционными для этого жанра фотографиями и аннотациями к объектам. Иллюстративную основу составили 25 шедевров, расположенных в хронологическом порядке. Выбор Петера Кноха в данном случае явно не туристический, а профессиональный, особенно в части наследия XX века.
С обратной стороны каждого из 25 объектов расположены фрагменты карты Москвы с указанными на них многочисленными памятниками разных эпох и стилей. Не стоит, однако, искать здесь именно тот, что на обороте – карты приведены, скорее, как «заготовки на будущее», пособия для особо любознательных туристов, готовых делать собственные открытия. А вот определить маршрут к нужному зданию поможет каталог в конце книги: все отмеченные на карте здания пронумерованы по хронологии и приведены там с адресами, указанием архитектора и года постройки. Для удобства все номера рассортированы еще и с помощью цвета, соответствующего определенному историческому периоду.
Дополняет путеводитель алфавитные указатели зданий и архитекторов. В общем, Петер Кнох постарался вложить в свою книгу все возможные сведения, собранные для удобной навигации по городу даже мало знакомого с архитектурой человека, который по прочтении путеводителя получит представление о реальном положении вещей в этой области.