Autonet.ru: о настоящем и будущем рынка навигаторов в России
На сайте autonet.ru размещена статья "Рынок навигаторов в России: настоящее и немного будущего". Статья доступна по ссылке - http://www.autonet.ru/autonews/12297.aspx
По данным агентства SmartMarketing, в 2010-м году рынок GPS-навигаторов заметно оживился: если в кризисном 2009-м в России было реализовано около 437 тысяч навигаторов, то в 2010-м эта цифра увеличилась до 1 миллиона 241 тысячи штук. Иными словами, россияне купили почти в три раза больше таких устройств, чем в прошлом году.
В целом, российским рынком навигаторов сейчас «рулят» локальные мультипродуктовые бренды (то есть под ними выпускаются не только навигаторы, но и электронные книги, плееры, телефоны и прочие мобильные гаджеты), принадлежащие многопрофильным дистрибуторам.
Такие бренды могут обеспечить максимально гибкую локализацию бизнеса под специфические российские условия и работать на минимальной уровне маржинальности (то есть обеспечивать наилучшие ценовые предложения для потребителей), что характерно для перенасыщенных предложениями рынков. Рынок навигаторов – как раз из их числа: на нем наблюдается высокий уровень конкуренции, в то время для достижения прибылей необходимы большие объемы и диверсифицированные продуктовые линейки.
В 2010-м году из Топ-10 рейтинга лидеров рынка навигаторов стремительно «вылетел» тайваньский бренд Mio: в 2009-м году он занимал третье место с долей в 8,3%, теперь его доля – на уровне статистической погрешности, торговая марка – в самом конце рейтинга. Причины – общемировой кризис компании, отсутствие новых интересных моделей, но, прежде всего, смена каналов дистрибуции. От сотрудничества с Mio отказалась и компания «Вобис Компьютер», которая несколько последних лет активно продвигала бренд на рынке и которая, по сути, и обеспечивала его успешное развитие.
Бренды Explay, Texet и Prestigio, входящие в пятерку лидеров российского рынка, берут свое ценовой политикой: их продуктовые линейки состоят из навигаторов без каких-либо ярких особенностей, но с вполне достаточным уровнем функциональности и адекватными ценниками.
При этом, стоит отметить, что устройства Prestigio привлекают по большей части благодаря сверхнизкой (даже по сравнению с одноклассниками-конкурентами) ценой, Texet больше берет функциональностью, а Explay – качеством исполнения устройств. Хотя во всех трех случаях ценник довольно агрессивный – под этими торговыми марками предлагаются устройства бюджетного и сверхбюджетного классов.
В 2010-м году в пятерке лидеров «поселился» и бренд Lexand, чья доля увеличилась с 4,3% в 2009-м году (шестое место) до 6,1%. Особенностью продуктовой линейки Lexand является ее разноплановость и широта – она включает более двух десятков навигаторов, среди которых устройства с модулями Bluetooth и встроенными GPRS-модемами (для загрузки из Интернета данных о дорожных заторах), дизайнерские модели в стиле HTC Touch Diamond и iPhone, а также устройства в разных актуальных формфакторах – 4,3, 5 и 6 дюймов.
Если Mio «вылетел» вообще из рейтинга лидеров, то бренд Shturmann покинул только пятерку лучших в 2010-м он году находился на 8-м месте с 2,6% (против 4-го места и 6,9% в 2009-м). Причины – смена поставщика навигационного программного обеспечения, которое не впечатлило покупателей, и не самая гибкая маркетинговая политика. Впрочем, у компании довольно неплохие по качеству устройства, а новая навигационная система собственной разработки с картами Navteq местами превосходит раскрученные и известные рынку решения (например, популярный «Навител Навигатор»). Так, согласно результатам независимых тестов в условиях реальных московских пробок, проведенных в конце 2010 года порталом GPS-Club, навигационная система навигаторов Shturmann показала наилучший результат среди всех коммерческих решений – экипаж, оснащенные таким навигатором, пришел к финишу первым, объехав максимальное число пробок.
Американский бренд Garmin по итогам прошлого года «рухнул» на четвертое место (теперь его доля – 7,7% против 23,1% и первого места год назад). И случилось это из-за недостаточного внимания развитию продуктовой линейки (так, сервис пробок компания запустила одной из последних на российском рынке, и его качество – одно из самых низких, он работает по технологии TMC), неадекватной реалиям сегодняшнего рынка маркетинговой активности, непривлекательной ценовой политики. Да и навигационная система Garmin и входящие в ее состав карты России стали заметно отставать от конкурентов в плане качества и актуальности представленной на них информации.
В 2011-м году одним из самых важных трендов на российском рынке станет появление первых массовых серийных навигаторов с поддержкой отечественной навигационной системы ГЛОНАСС и американской GPS. Первые ласточки – модели Explay GN-410 и Lexand SG-555 на базе чипсета Mstar MSB2501– уже появились в продаже. Причем, скорее всего, они недолго останутся на рынке в одиночестве. Большинство навигаторов, поставляемых в Россию локальными брендами, производится на общедоступных китайских фабриках; это значит, что схожие модели с поддержкой и ГЛОНАСС и GPS в любой момент могут заказать в КНР и затем привезти в Россию остальные лидеры рынка навигаторов – Texet, Prestigio, Digma и пр.
Едва ли выпуск теми или иными брендами навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС серьезно скажется на их рыночных долях, но определенный PR-толчок такие шаги дать очень даже могут. Тем более что преимущества у двухсистемных решений (то есть могущих принимать сигналы и GPS, и ГЛОНАСС) есть: ввиду особенностей спутниковой группировки, GPS не всегда стабильно работает в северных широтах – от Питера и выше. У ГЛОНАСС нет такой проблемы. Во-вторых, в сложных условиях приема, когда оборудование «видит» узкий участок неба (каньон, район высотной застройки, находящаяся радом стена высотного здания или въезд в тонель) может оказаться, что в этой части небосклона находится менее 4 спутников каждой из навигационных систем (именно столько необходимо для успешного определения координат объекта).
Интересно будет посмотреть, как изменится российский рынок навигаторов через год. Есть все основания полагать, что количество проданных навигаторов снова вырастет, и в рейтинге лидеров произойдут очередные перемены. Например, место в пятерке лидеров может занять какой-нибудь локальный бренд. Как показывает практика, именно последние сегодня лучше всех ориентируются не только на территории России, но и на ее рынке.