Т. Малыгина (Росреестр): о способах повышения качества государственных услуг
На сайте газеты «Орловская правда» размещена публикация руководителя Управления Росреестра по Орловской области Татьяны Малыгиной о способах повышения качества государственных услуг. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке - http://www.orp.orel.ru/news.php?extend.11849
Анализ работы прошедшего 2010 года показал, что всего в 2010 году на рассмотрение государственных регистраторов управления (по Орловской области) поступило около 180 тысяч комплектов документов по обращениям граждан и юридических лиц за совершением юридически значимых действий в отношении объектов недвижимого имущества, в результате чего в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) внесено более 214 тысяч регистрационных записей о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав, сделок в отношении всех видов объектов недвижимости различных категорий правообладателей.
Во все подразделения управления поступило 116 тысяч заявлений (запросов) о выдаче информации из ЕГРП. В результате заинтересованным лицам выдана 41 тысяча выписок и справок из ЕГРП, подготовлено 65,5 тысячи уведомлений об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений. При этом управлением исполнено 34 тысячи экстерриториальных запросов, касающихся выдачи обобщенных сведений о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
В 2010 году государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 1 820 проверок соблюдения земельного законодательства, по результатам которых выявлено 363 нарушения земельного законодательства, к административной ответственности привлечены 253 нарушителя.
Это значительный объем работы, сопряженный с большой нагрузкой.
Но основной задачей нашей службы является максимальное обеспечение качества, доступности, комфортности и оперативности предоставления оказываемых государственных услуг. Управлением прилагается максимум усилий для решения поставленных задач, совершенствования и повышения эффективности своей деятельности, ведется активная работа по поиску и внедрению новых форм взаимодействия с заявителями.
Одна из них — выездные приемы. Как показывает практика, такая форма работы является одной из самых удобных и востребованных.
Кроме того, в ходе выездного приема ведется и консультативный прием граждан по вопросам государственной регистрации, в результате чего отпадает необходимость в непосредственном обращении в управление для получения информации по необходимому пакету документов или иным вопросам государственной регистрации.
Особенно актуально применение такой формы работы в сельской местности, где нет стационарных отделов управления. Специалисты «мобильной группы» выезжают, что называется, «на место» и ведут прием либо на базе администраций сельских поселений, либо в выделенных для этих целей помещениях иных учреждений. Так, в 2010 году специалистами управления проведено 236 таких мероприятий на территории сельских поселений Орловской области.
Но не менее удобна данная форма взаимодействия с заявителями и в отделах со стабильно высоким количеством обращений. Одним из таких отделов является центральный отдел управления, расположенный в городе Орле, куда обращаются граждане за государственной регистрацией права на объекты недвижимости, расположенные непосредственно в пределах города. Только в день в среднем в управление поступает порядка 260—270 заявлений о государственной регистрации права как от физических, так и юридических лиц. Согласитесь, это немаленькая цифра. Поэтому в целях повышения качества, эффективности, оперативности оказываемых услуг центральным отделом управления так же регулярно проводятся выездные приемы.
В ноябре прошлого года такой прием был организован на базе одного из потребительских гаражных кооперативов города. В марте текущего, 2011 года специалисты «мобильной группы» осуществляли прием документов на государственную регистрацию, а также вели консультативный прием граждан в формате круглого стола в центре социального обслуживания населения города Орла. Место проведения выездного приема было выбрано не случайно. Данное мероприятие было ориентировано прежде всего на такие социальные категории граждан, как пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Проведение выездных приемов запланировано в течение всего 2011 года.
Хочется отметить, что управлением также уделяется большое внимание реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области. В этой связи приказом управления сокращены сроки государственной регистрации права для указанных категорий граждан до 10 дней, а сроки получения информации, содержащейся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП), — до двух дней.
Помимо выездных приемов управлением используются и такие активные формы взаимодействия с заявителями, как дни открытых дверей, дни оказания юридической консультации для граждан по вопросам государственной регистрации права на объекты недвижимости, в проведении которых принимают участие сотрудники регистрирующих отделов управления, то есть непосредственно государственные регистраторы, а также специалисты отдела правового обеспечения. График же работы отдела приема и выдачи документов составлен так, что позволяет осуществлять прием документов на государственную регистрацию шесть дней в неделю, в том числе и в нерабочий день — субботу. Таким образом, людям работающим нет необходимости отпрашиваться с производства. Несколько дней в неделю прием документов ведется до 19.00.
Кроме того, управлением регулярно проводятся «горячие телефонные линии» по наиболее актуальным вопросам как в сфере государственной регистрации, так и иным вопросам, относящимся к компетенции управления. В средствах массовой информации систематически публикуются статьи, подготовленные специалистами управления, с освещением норм действующего законодательства; наиболее интересные вопросы обсуждаются в формате беседы, интервью печатным изданиям города Орла и области.
В целях доведения до широкой общественности изменений в действующем законодательстве, регулирующем сферу государственной регистрации прав на недвижимое имущество, специалисты управления не только принимают активное участие в различных общественно значимых мероприятиях — конференциях, совещаниях, семинарах, круглых столах, но и организуют подобные мероприятия как на базе управления, так и иных организаций и учреждений города и области.
В рамках повышения доступности и комфортности оказываемых управлением государственных услуг для жителей сельской местности в 2010 году образовано три дополнительных территориальных отдела, функционирующих в Хотынецком, Покровском и Орловском районах области.
С целью выявления наиболее острых и частых вопросов, поступающих от граждан, управлением ежеквартально проводится анализ поступивших обращений, что позволяет оперативно выявлять и решать проблемные вопросы в организации работы. Если заявители недовольны работой специалистов управления, они могут сообщить об этом по телефону доверия, который размещен на интернет-сайте управления, направить обращение по электронной почте, или посредством почтового отправления, или прийти на личный прием к должностным лицам управления.
Большим плюсом в организации работы управления стало внедрение автоматической системы взаимодействия с заявителями (АСВЗ), или, говоря проще, «электронной очереди». Кстати сказать, Управление Росреестра по Орловской области является единственным государственным органом на территории Орловской области, где установлена «электронная очередь».
К основным преимуществам «электронной очереди» можно отнести следующие. Формирование электронной очереди производится в 08.30, что позволяет вовремя приступить к приему документов на государственную регистрацию, а не ждать, когда очередь «сформируется» спонтанно, посетители не встают в «не те очереди». Электронная очередь позволяет управлять потоками заявителей, равномерно распределяя граждан к специалистам, осуществляющим прием, выдачу документов. В талоне на прием и выдачу документов указываются фамилия, имя, отчество заявителя. В случае обращения на прием или выдачу документов лица, данные которого не совпадают с фамилией, именем и отчеством, указанными в талоне, документы такого лица не подлежат приему. Это исключает возможность сдачи документов без очереди и прием документов у так называемых «своих». Очередь становится «прозрачной». Взяв талон с номером, посетитель может спокойно ожидать, не волнуясь о том, успеет ли он сдать или получить документы. Система вызовет его автоматически. На главном табло появляются порядковый номер талона и номер окна, к которому приглашается для обслуживания заявитель. Световая индикация на табло сопровождается звуковым сигналом.
Система сама контролирует конец рабочего дня и процесс занятия очереди последним посетителем, основываясь на общестатистических данных.
Использование электронной очереди повышает уровень дисциплины заявителей, поскольку лицо, находящееся в очереди, не знает, к какому специалисту попадет на сдачу документов. Подойдя к окну для обслуживания, заявитель может говорить со специалистом один на один: никто не будет смотреть через его плечо или отвлекать сотрудника вопросами. Это повышает внимательность и конфиденциальность. Кроме того, данная функция является эффективной антикоррупционной мерой. Электронная очередь позволяет выявить важную статистику: сколько тратится на обслуживание одного заявителя, какое количество времени посетитель ожидал, возможно проследить нагрузку на специалистов, т. е. сколько заявителей принял один оператор. Благодаря этому удается контролировать качество работы сотрудников и корректировать их деятельность.
Также ряд территориальных отделов, в том числе центральный отдел управления, расположенный в городе Орле, оборудован камерами видеонаблюдения, видеоинформация с которых поступает в режиме on-line на интернет-портал Росреестра, где в разделе «Офисы и приемные» граждане имеют возможность оценить наличие очереди перед приходом в наши офисы.
Система взаимодействия с заявителями постоянно обновляется и совершенствуется. В мае 2010 года начал свою работу интернет-портал Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — www.portal.rosreestr.ru. Основной его задачей является оказание предоставляемых Росреестром услуг в электронном виде. Одной из таких услуг является возможность использования Информационной системы предварительной подготовки данных для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (кратко — ИС ППД). Информационная система предварительной подготовки данных — это специализированный программный продукт, который каждый желающий может бесплатно скачать на интернет-портале Росреестра и установить на своем домашнем или офисном компьютере, предназначенный для предварительной подготовки данных и последующего их использования при приеме документов в управлении.
При помощи этой программы любое физическое или юридическое лицо может формировать заявления, содержащие необходимые сведения в электронной форме, и передать в управление.
Использование Информационной системы предварительной подготовки данных дает следующие преимущества. Подготовка заявлений о государственной регистрации осуществляется в комфортной обстановке дома или офиса в удобное время. Нет необходимости обращаться за помощью посредников, оказывающих услуги по подготовке заявлений о государственной регистрации прав, и, следовательно, дополнительных расходов. Немаловажным преимуществом использования Информационной системы предварительной подготовки данных являются и меньшие временные затраты в сравнении с традиционной системой подготовки и приема документов, необходимых для государственной регистрации прав, так как сформированный электронный пакет интегрируется в имеющуюся электронную базу данных в автоматическом режиме. Прием документов, подготовленных с использованием ИС ППД, осуществляется вне общей очереди.
Пакеты документов, подготовленные при помощи информационной системы предварительной подготовки данных, принимаются не только в центральном отделе управления, но и во всех территориальных отделах.
Кроме того, предусмотрена подача документов на государственную регистрацию по предварительной записи.
Стоит напомнить и о возможности предоставления документов на государственную регистрацию посредством почтового отправления. Но в этом случае необходимо соблюдение ряда требований к такому пакету документов. Закон обязывает заявителя заверить подлинность своей подписи на заявлении в нотариальном порядке, а также требуется нотариальное удостоверение полномочий представителя, действующего по доверенности, и подлежащей государственной регистрации сделки.
Все вышеперечисленные мероприятия направлены на повышение уровня качества оказываемых государственных услуг, доступности и оперативности их предоставления. Работа в этом направлении продолжается и совершенствуется.