Голодовка авиадиспетчеров закончилась именно так, как и предсказывали "Известия": зарплаты бастующих будут повышены за счет средств, получаемых "Аэрофлотом" от иностранных компаний за пролет над территорией России. Однако с завершением голодовки проблемы российской авиации не закончились. Следующей может "взорваться" система сбора и распространения аэронавигационной информации (АНИ), которая необходима летчикам для безопасного выполнения полетов.
За последние десять лет она пришла в упадок. Штурманы малых и средних авиакомпаний копируют на ксероксах полетные карты у своих коллег из более богатых структур. Навигационные карты уже давно не обновлялись, что стало причиной нескольких катастроф. Военные штурманы в Чечне сами дорисовывают карты. Чтобы исправить ситуацию, комитет по обороне Госдумы предложил создать единую вневедомственную службу АНИ. Но штурманы и авиакомпании считают, что это приведет к монополизации рынка и снижению качества карт. В кулуарах авиационных властей сейчас идет борьба за многомиллионный рынок АНИ - борьба, в заложниках которой жизни пассажиров и летчиков.
Если бы пилоты вертолета, на котором разбился Александр Лебедь, использовали карты, где была бы обозначена новая ЛЭП, генерал здравствовал бы по сей день. Как и экипаж грузового Ил-76, который в июле 2001 года зацепился в Жуковском за "несуществующие" деревья.
- В Чечне нам самим пришлось от руки составлять новые сборники информации по территории республики, - рассказал один из штурманов вертолета внутренних войск МВД. - Летать там по картам, которые мы покупаем у Минобороны, просто опасно!
Деградация системы обновления и распространения АНИ произошла из-за того, что по Воздушному кодексу этим занимаются только два органа - Служба аэронавигационной информации (САИ) Военно-воздушных сил и Центр аэронавигационной информации гражданской авиации (ЦАИ ГА). Они создали олигополию со всеми присущими ей чертами: высокими ценами и низким качеством услуг. хайп
"Главный штаб ВВС не имеет возможности обеспечивать напрямую авиацию МВД, как и авиацию других министерств и ведомств, не входящих в состав Министерства обороны РФ, документами аэронавигационной информации. Прошу по вопросам обеспечения документами АНИ, издаваемыми Минобороны, обращаться в Центр услуг ГА "РусАэро", - говорится в одном из писем главного штаба ВВС, направленном руководителям авиации МВД.
ОАО "Центр услуг гражданской авиации "РусАэро" - структура коммерческая. Сборники АНИ ВВС несут гриф "Для служебного пользования", в них содержится секретная информация обо всех военных аэродромах и трассах. В пресс-службе ВВС "Известиям" категорически отказались объяснить, почему распространение такой информации передано в частные руки, а также по какой стоимости продаются секретные документы. В "РусАэро" же подтвердили, что действительно торгуют сборниками АНИ ВВС. Купить их может любой заинтересованный в таких сведениях человек. Однако, сославшись на коммерческую тайну, отказались сообщить, на какой основе строятся их отношения с ВВС России.
Из-за высокой стоимости карт и сборников у "РусАэро" средств у авиации силовых ведомств на полное обеспечение экипажей аэронавигационными документами не хватает. Новые карты достаются только штурманам, выполняющим регулярные полеты. Остальные пользуются устаревшими картами. Все изменения в них вносятся карандашом или ручкой. Стоит неправильно понять криво записанную цифру - и в воздухе возникнет опасная ситуация.
- В гражданской авиации состояние методов и средств сбора и обработки АНИ тоже оставляет желать лучшего, - признает глава отдела аэронавигационного обеспечения полетов ГСГА Борис Сафро.
У гражданских тоже все поставлено на коммерческую основу, причем на совершенно законных основаниях. Госмонополист - Центр аэронавигационной информации ГА - не получает никаких дотаций и живет за счет продажи федеральных сборников АНИ и издания карт.
- Мы возим VIP-персон, и ко мне часто обращаются коллеги из других компаний: это покажи, то покажи, - поделился с "Известиями" начальник отдела аэронавигационного обеспечения полетов "президентской" авиакомпании "Россия" Александр Фролов. - Погоня за прибылью заставляет их экономить. Конечно, подсказываю по дружбе. И подходят они только к нам и к "Аэрофлоту". Больше не к кому.
Сейчас ЦАИ ГА обвиняют в том, что "он превратился в простую типографию", которая перепечатывает поступающую информацию.
- Мы категорически с этим не согласны, - подчеркнул замдиректора ЦАИ ГА Виктор Алферов. - АНИ должна быть качественной. Если по нашей вине произойдет катастрофа, центр серьезно накажут.
Возможно, упреки в адрес ЦАИ ГА идут со стороны появившихся в России конкурентов: американской фирмы Jeppesen и недавно возникшей российской компании "АвиаКомИнфо". Последней стоило больших усилий первой в России получить лицензию на составление и производство авиакарт. Против были и САИ ВВС, и ЦАИ ГА.
Комитет по обороне Госдумы, выяснив реальное положение дел со сбором и распространением АНИ, выступил за создание единого межведомственного федерального органа.
- Ведомственная разобщенность в обеспечении полетов аэронавигационной информацией снижает безопасность, - утверждает председатель комитета генерал Андрей Николаев.
Но профессионалы называют создание такого органа бессмыслицей.
- Нужно принять единые федеральные правила для всех существующих и будущих структур, причастных к сбору АНИ, - считает главный штурман авиации внутренних войск МВД Сергей Лялин. - Тогда информация будет доступна для всех. Пользователи смогут выбрать фирму или госструктуру, у которой те же карты будут качественнее и дешевле. Сделать это нужно на основании Воздушного кодекса, без внесения в него изменений и принятия новых законов.
Такие правила могут быть утверждены постановлением правительства России. Цена вопроса - миллионы долларов, в которые оценивается российский рынок аэронавигационной информации (если на нем когда-нибудь появится честная конкуренция), и жизни пассажиров, которые по сути являются заложниками сформировавшейся системы.