V Международный форум по спутниковой навигации: отчет ГИС-Ассоциации о первом дне работы
1 июня в Москве начал свою работу V Международный форум по спутниковой навигации, в рамках которого также проходит выставка «Навитех-Экспо-2011». Одно из крупнейших отраслевых мероприятий привлекло большое количество посетителей, представителей прессы, зарубежных гостей и первых лиц государства.
Организаторы: ООО «Профессиональные конференции», Экспоцентр. Мероприятие проходит при поддержке НИС ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/ГНСС-Форум.
Экспертным партнером мероприятия выступает ГИС-Ассоциация.
С приветственным словом к участникам форума обратился заместитель Председателя Правительства РФ С.Б. Иванов, который рассказал о современном состоянии навигационных технологий в России и работе Правительства по развитию ГЛОНАСС. Как отметил позднее заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов, задержек по созданию и написанию ФЦП развития ГЛОНАСС на 2012-2020 гг. нет, и уже в июне специальная комиссия Правительства РФ под руководством Сергея Иванова будет рассматривать первый вариант этого документа. Особенностью программы А. Шилов назвал ее продолжительность. «Никогда еще не писали программ на 9 лет. Необходимо точно спрогнозировать, что будет в будущем», - отметил он.
Также Анатолий Шилов рассказал о состоянии орбитальной группировки ГЛОНАСС и предстоящих в 2011 г. запусках КА, а также некоторых технических характеристиках системы. По его словам, на данный момент 23% воздушных судов в РФ оснащены оборудованием ГЛОНАСС. Аналогичный показатель в морском и речном транспорте составляет 87%, а на государственном и муниципальном автотранспорте – 85%. Одна из целей руководства Роскосмоса – довести точность ГЛОНАСС, которая сейчас составляет 6 м, до 2,8 м. Необходимые расчеты, по словам г-на Шилова, сейчас уже есть.
После небольшой вступительной официальной части, включавшей в себя также обращение к присутствующим российских космонавтов с МКС, начались выступления делегатов непосредственно по проблемным вопросам, включенным в программу мероприятия. Если попытаться интегрировать и выделить в единую линию основные критические моменты, высказанные российскими участниками форума, то практически все докладчики отмечали в своих выступлениях недостаточность или отсутствие необходимой для повсеместного внедрения и широкого развития спутниковых навигационных технологий нормативно-правовой базы в РФ. Также огромным недостатком многими выступавшими была названа несвязанность между собой различных решений и систем, которые уже используются в регионах страны. Или отсутствуют, или только появляются единые механизмы, требования, технические характеристики и стандарты для решений и оборудования, что предопределяет «местечковость» тех или иных, даже успешных, проектов (пример – ИТС Рязани). Как отметил директор службы развития продуктов и услуг ГК «М2М телематика» Виталий Полторацкий на секции, посвященной ИТС, местные программы часто просто не согласованы с региональными и федеральными целевыми программами. Также муниципалитетам не хватает средств для полномасштабного внедрения технологий, на местах очень надеются на помощь со стороны федеральных органов власти.
Эти слова подтвердил главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей ПВО «Алмаз Антей» Валерий Бабаков. По его словам, на данный момент коммерческое использование потребительских спутниковых систем без участия государства невозможно. К тому же, многие российские компании ориентированы на то, что непосредственно производство будет осуществляться за рубежом. Проведенный мониторинг показал, что сейчас на рынке представлены всего 7 различных модулей с поддержкой ГЛОНАСС.
Генеральный директор ОАО «НИС ГЛОНАСС» Александр Гурко, который выступил на пленарном заседании форума, именно по этим причинам считает состояние развития спутниковых навигационных технологий в России неудовлетворительным.
По словам А. Гурко, ежегодно регионам требуется порядка 7 млрд руб. на внедрение различных спутниковых технологий. Федеральный сетевой оператор в данный момент разрабатывает региональные программы, 9 из которых уже адаптированы и начинают действовать. В рамках работы V Международного форума по спутниковой навигации, по словам генерального директора ОАО «НИС ГЛОНАСС», будет подписан еще ряд соглашений по данному направлению. Александр Гурко связывает большие надежды с проектом «ЭРА ГЛОНАСС», который должен быть запущен в 2013 г. Что касается ГЛОНАСС в целом, то здесь г-н Гурко отметил, что «если мы обеспечим экспансию системы на международный рынок, то затраченные усилия будут не напрасными». В противном случае, по его мнению, считать проект ГЛОНАСС успешным нельзя.
«Международный рынок» на форуме был представлен высокими гостями из США, ЕС, Индии и Китая, которые поделились опытом и достижениями своих стран в области спутниковых навигационных технологий. Первым из зарубежных делегатов выступил старший советник Госдепа США Рэй Клор с докладом о государственной политике в отрасли и системе GPS. Прежде всего, мистер Клор поздравил российское руководство с успехами в развитии и популяризации ГЛОНАСС. Он сообщил, что в США действуют специальные комиссии по координации работы GPS с различными системами зарубежных партнеров – от России до Японии и Австралии.
По словам Рэя Клора, в США разработаны и действуют четкие и жесткие единые стандарты и требования к сигналу, который предоставляет навигационная система. Поэтому уже в будущем точность сигнала GPS будет составлять менее метра, по крайней мере, на территории США. Для обеспечения таких высоких характеристик наряду с модернизацией космической группировки, в США развивают и наземную инфраструктуру системы. Поддерживаются и развиваются и различные сервисы для пользователей на базе спутниковых технологий.
Эксперт Китайской национальной администрации по ГНСС и приложениям Ванг Дзю рассказал собравшимся о характеристиках национальной спутниковой системы Beidou и сферах ее применения. На данный момент группировка спутников китайской системы, состоящая из 14 КА, обеспечивает точность до 10 м. В будущем запланировано использование 10 различных типов сигналов, а ожидаемая руководством КНР точность позиционирования – 6 м.
Представители ЕС Эд Бастиансен (iLOC Group) и Питер Де Смет (Европейская комиссия) привели в своих докладах статистику динамики внедрения телематических систем в мире, рассказали о преимуществах использования данных технологий. Г-н Бастиансен затронул вопрос использования «ЭРА ГЛОНАСС» в качестве важной части системы обеспечения безопасности на дорогах Европы и мира. Питер Де Смет говорил об общих аспектах внедрения и использования EGNOS и Galileo.
О значении спутниковых технологий для картографирования и опыте своей компании по использованию подобных решений рассказал вице-президент NAVTEQ Map Клифф Фокс. Он отметил, что рынку навигации уже 20 лет, и потребители ожидают роста количества и качества продуктов. Мистер Фокс подробно рассказал о лазерной системе сканирования местности, устанавливаемой на автомобиль, которая позволяет визуализировать объекты в 3D. Изображение, полученное с лазера, – черно-белое, но при использовании информации с видео-камер специалисты NAVTEQ могут создать из этой базовой модели цветную. В России такие автомобили NAVTEQ, производящие картирование территории, поддерживают ГЛОНАСС.
Также в рамках работы форума прошли различные секции, посвященные системе «ЭРА ГЛОНАСС», стандартизации и образованию в сфере спутниковой навигации и ИТС. На секции «Спутниковые навигационные технологии в ИТС» генеральный директор НП «ИТС Россия» Владимир Крючков сообщил об архитектуре построения государственной стратегии ИТС. В основе ее должны лежать, по его словам, отраслевые международные и национальные стандарты, отталкиваясь от которых необходимо строить свои собственные платформы.
А.Е. Бахарев (ОАО «НИС») и Гюнтер Эм из компании T-Systems рассказали о ситуации с созданием системы взимание плат с грузовиков. Исходя из международного опыта, принципов функционирования подобных систем четыре:
Созданная в Германии на базе спутниковых технологий система Toll Collect собирает с большегрузного транспорта ок. 5 млрд. евро год. В РФ специалистами «НИС» и T-Systems проведены испытания системы взимания плат с большегрузных автомобилей. По словам Александра Бахарева, результаты показали эффективность системы, «приемники работают правильно, видят сигнал». Испытания проводились с помощью более современной, чем Toll Collect, разработки T-Systems, которая может быть интегрирована в ЭРА ГЛОНАСС. ...
Также на секции по ИТС представители компаний «М2М телематика», Вистар, ГК «Эшелон Геолайф», SPIRIT-Telecom, ОАО «Российские космические системы», БелРусАвто представили свои решения, оборудование и разработки в области создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем.
2 июня V Международный форум по спутниковой навигации продолжит свою работу. Выставка «Навитех-Экспо-2011» продлится до 3 июня.