На сайте ibusiness.ru опубликована статья М.Букина "ГЛОНАСС ждет свою экосистему?". Материал доступен по ссылке - http://www.ibusiness.ru/18351
Если кто-то скажет, что ГЛОНАСС исключительно российский, почти внутренний проект - не верьте этому. На конференции Qualcomm Uplinq несколько иностранцев со знанием дела рассуждали о российской спутниковой группировке и даже с ходу говорили о том, в каких странах эта система может быть интересна. Мнения по этому поводу у всех были разные - общим можно считать только знаменатель о том, что коммерческое использование этой системы в настоящий момент затруднено.
"Мы не будем касаться военной составляющей ГЛОНАСС, - сразу предупреждает собеседник из европейской компании-производителя ПО, - поэтому скажу, что для гражданских нужд альтернатива GPS вполне реальна и необходима. Не потому, что это система из США - будет проект в Европе или Китае, мы его тоже рассмотрим. Просто потому, что одна система, почти монополист - это всегда плохо".
ГЛОНАСС - один из российских федеральных проектов, который получил поддержку с самого верха. Правда, развитие этого сегмента рынка под вопросом - если заказы и есть, то они исключительно корпоративные (меня буквально заваливают релизами о внедрениях ГЛОНАСС-трекеров в проектах муниципального транспорта и т.д.), а "частникам" не хватает оборудования.
"На полках самых обычных магазинов ГЛОНАСС-оборудования нет, - говорит представитель российского оператора связи, встреченный здесь же в США, - не потому, что мы не хотим его продавать, а потому, что оно весьма специфическое. Недавно АФК "Система" анонсирован смартфон ZTE 945 с чипом Qualcomm - дело хорошее. Продаваться он будет только через торговую сеть самого оператора связи. В этом устройстве есть одна "замечательная" особенность - сигналы, которые выдает ГЛОНАСС-приемник воспринимает только специально написанная в Qualcomm утилита, которая может показать ваши координаты. "Скрестить" эти данные с какими-либо картами пока никто не озаботился. По сути, покупает пользователь "игрушку", а там половина функционала, за которую он заплатил, ему и не пригодится". Надеемся, эту ситуацию исправят со временем, но сейчас в проекте ГЛОНАСС больше политики, чем реальной эффективности - нужны любые результаты, которым потом можно будет просто правильно подать.
Кроме того, высокая цена этого смартфона, порядка 300 долл., скорее отпугивает потенциальных покупателей-частников. Да и нет в России столько подобного оборудования, чтобы насытить розничную сеть.
Основные ГЛОНАСС-устройства представлены на корпоративном рынке и найти их можно у интеграторов как дополнение к какому-либо конкретному проекту, поэтому и их цена различна: все зависит от величины внедрения. На российском рынке навигаторы ГЛОНАСС/GPS имеют смысл тоьлко в автомобильном варианте: там, где не стоит вопрос с энергопотреблением. Правда, если обычный GPS-навигатор "дохнет" через часик использования в активном и автономном режиме, то двухсистемный тянет примерно столько же. В принципе, работать с такими системами в автономном режиме не получается - необходимо сразу подключать их к емкой батарее-накопителю энергии, либо втыкать кабель электропитания в порт прикуривателя. В тестовой лаборатории "Ангстрем" говорили о том, что "типичные отклонения от нормы ГЛОНАСС/GPS приемников - мощности ниже заявленной на 10-15%, слишком долгий старт в "холодном" режиме, невозможность работать на высоте больше 1 тыс.м от уровня моря, слишком большой "разброс" координат при определении местоположения на высоких скоростях и т.д.".
Есть, конечно, на рынке и ГЛОНАСС/GPS трекеры, которые, в основном, используются для управления автопарком. Кроме того, подобные устройства можно использовать для отслеживания перемещения контейнеров и важных грузов (тогда трекер оснащается источником питания). ССюда же можно отнести только зарождающийся рынок многофункциональных терминалов для спецпотребителей: сотрудников милиции, МЧС, скорой помощи, работников ЖКХ, строителей и сотрудников транспортных компаний. С их помощью они могут не только выдать в ведомственную сеть координаты, к примеру, места происшествия, дать целеуказание, определить свое местоположение (к примеру, для столичной “Системы управления мобильными нарядами”, которая эксплуатируется в ГУВД), но и получить доступ к информации специализированных межрегиональных информационных центров, ведомственным локальным сетям по VPN-каналу.
Интересно, что чипы для Глонасс выпускаются как китайскими производителями (они дешевле, но массивнее), так и американской Qualcomm. Никто из российских компаний освоить подобное массовое производство по доступной цене пока не в силах. Кстати, ответственные товарищи из Qualcomm, который я спрашивал по поводу OEM-поставщиков из Китая долго улыбались и вежливо ответили в том плане, что ежели те смогут производить оборудование для портативных смартфонов в таком виде, чтобы батарейка для такого устройства не напоминала автомобильный аккумулятор, то они будут рады с ними конкурировать :)
Отмечу, что Глонасс интегрирован во все чипы Qualcomm начиная с седьмой серии, поэтому конкретный вендор уже давно может самостоятельно решает активировать этот функционал в определенном типе устройств или нет. Если решает, что да - то есть потребуется установка дополнительной антенны (стоит в районе 50 центов и производится многими компаниями из Юго-Востойной Азии), после чего устройство можно считать "Глонасс-совместимым". Стоимость самого чипа при этом не увеличивается - это та возможность, которая предоставлена "по умолчанию" - ее можно использовать или нет, это не влечет за собой никаких дополнительных отчислений производителю. Правда, по информации Qualcomm, желающих активировать Глонасс-функционал в своем устройстве все-таки немного: сказывается отсутствие экосистемы.
А вот под экосистемой понимается развитый рынок приложений и решений, где можно было бы применить ГЛОНАСС. К примеру, системная работа по совместимости картографических сервисов с этой системой позиционирования. Не все же пользователю работать с загружаемыми картами, на которые приходится тратить огромное количество трафика: всегда встает вопрос роуминга, да и в домашней сети далеко не всегда можно найти 3G-сеть от "Большой тройки" нормального качества. Если только не создавать отдельного MVNO-оператора для автомобильных навигаторов, SIMки которого бы работали только в 3G от любого поставщика мобильной связи. Экосистема - это конкретные решения для частных и корпоративных клиентов, где двухсистемность действительно необходима. Да, приемники ГЛОНАСС/GPS в сложных условиях городской застройки с небольшим “углом атаки” спутника и в гористой местности. У такого прибора будет больше шансов быстро стартовать из холодного режима, “зацепив” часть спутников GPS и ГЛОНАСС — но только при условии, что он может объединять эти две группировки для вычисления своего местоположения. Возможно, необходима специальная программа просвещения поьзователей, призванная показать распространенность подобных случаев на улицах современных мегаполисов. Для корпоративных пользователей в наибольшей степени будет играть роль не просто получение игнала от, пусть и двухсистемного устройства, а возможность использования подобной информации для повышения эффективности своего бизнеса — к примеру, оптимизации транспортных маршрутов в зависимости от дорожных пробок, контроля перевозки ценных грузов и наличности в инкассаторских броневиках, а также более эффективная организация логистической схемы по доставке товаров из интернет-магазинов покупателям.
У нас же пока в качестве "формирования экосистемы" всерьез обсуждается введение заградительных пошлин на GPS-устройства без ГЛОНАСС-функционала. Конечно, тогда все производители, хоть как-то ориентированные на российский рынок, в своих решениях ГЛОНАСС активируют и запустят. Насаживание решений сверху, возможно, имеет смысл - но только приведет ли это к позитивным и конкретным результатам?