АНО БТИ: добровольная регистрация обязательств ничем не отличается от принудительной регистрации прав
На сайте АНО БТИ размещена статья генерального директора организации С. Киселева "Добровольная регистрация обязательств ничем не отличается от принудительной регистрации прав" о проекте закона об обязательной регистрации прав на недвижимость. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке http://www.anobti.ru/arc/2011/11061500.shtml
В Госдуме РФ находится на рассмотрении проект закона об обязательной регистрации прав на недвижимость. В довесок к обязательности регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уже прописанной в законе, принятие такого закона опустит Россию на одно из последних мест в мире по правам человека и поднимет на одно из первых мест в мире по правам бюрократа.
Постановка вопроса о принудительной регистрации "прав" (законных возможностей) автоматически переводит права в обязанности. Так, если ваше право на питание по желанию и потребности заменить обязанностями по приему пищи не в "столовой" на первом этаже здания Госдумы РФ, а в общепитовской столовке 20-х годов прошлого века, то, надо полагать, кормить вас будут не с ложечки, а вообще без оной.
Регистрацией обязанностей и обязательств лиц по отношению к строениям и сооружениям испокон веков занималось БТИ, путем ведения реестра строений с фиксацией в показателях о нем владельцев и собственников, как лиц ответственных за техническое состояние и лиц обязанных нести бремя затрат по содержанию имущества. По этой причине БТИ имеет и поныне статус "органа", вредоносного для граждан, типа ИФНС. Иначе и быть не может. Как сказал поэт, "за тех кто в МУРе никто не пьет".
Желающих на регистрацию обязанностей и обязательств не было, но и не было закона, обязывающие регистрировать документы об обязательствах. Даже большевики, и даже И. Сталин не обязывали лиц регистрировать свои "права". Были, правда, нормативные акты, побуждающие регистрировать строения и сооружения путем регистрации документов о них, но уровень принятия таких документов не поднимался до уровня закона.
Регистрация имущества крайне нужна государству и для налогообложения, и для регулирования хозяйственных отношений. Но вместо свободной и неограниченной регистрации имущества (и обязательств по отношению к нему) принимаемые законы содержат миллионы ограничений, препятствующих регистрации.
Так, и закон о регистрации "прав", и закон о кадастре недвижимости, предусматривают регистрацию недвижимости в двух реестрах, в ЕГРП, и в ГКН. Но оба закона, вместо регистрации всего подряд и последующего просеивания информации для госнужд, предусматривают отказы в регистрации!
Что это?
Вождь всех времен и народов в таких случаях совершенно справедливо ставил вопрос о саботаже интересов государства и общества.
Кстати сказать, в период с 1927 г. по 1992 г., когда в местных администрациях (в БТИ) регистрировали договоры о сделках с домовладениями и сменой лиц в обязательствах, тоже имели место бюрократические попытки отказов в приеме документов к регистрации, но они жестко пресекались на уровне министерств и местных судов, так как "книжное" возникновение прав и обязательств предусматривает возникновение прав на основе обязательств, а не наоборот.
Обратная ситуация, то есть когда обязательства возникают на основе прав, в разных системах понятий называется словами типа "произвол", "беспредел" "самодурство".
По той причине, что регистрация обязательств еще не есть регистрация прав, нормальные работники БТИ принимали и принимают к регистрации любые документы, без отказа, не забывая, конечно, брать за это плату. Наиболее сердобольные работники БТИ, в целях экономии затрат граждан пытались объяснить им бессмысленность регистрации пустых и бестолковых документов, в силу чего отдельные граждане понимали такие разъяснения как отказ и жаловались "выше" и "выше". В итоге документы принимали, а граждане платили за это деньги.
Во всем мире, возникновение и регистрация завтрашних и сегодняшних прав на основе регистрации документов о сегодняшних и вчерашних обязательств, не имела и не имеет принудительного характера.
В США такая регистрации (так называемая "ранговая") предусматривает преимущества лиц первыми зарегистрировавших свои документы лишь в том случае, если все прочие права сторон равны. По этой причине на зарегистрированной бумажке указывается время регистрации с точность до минуты, в предположении, что через минуту прибежит еще один запыхавшийся человек, застолбивший свой участок в Эльдорадо для утомительной мойки песка и выполнению обязательств по содержанию участка.
Соответственно и штампы БТИ на зарегистрированных документах, и свидетельства БТИ о регистрации документов в коммунальных органах местных Советов, воспринимались как косвенные правоустанавливающие документы, не имеющие силы при предъявлении прямых правоустанавливающих документов.
Система Р. Торренса вообще имеет совершенно другие побудительные мотивы и базируется на компенсации убытков сторон при расторжении сделок по разным причинам. Придумана эта система как противовес засилью американским системам страхования и совершения сделок через адвокатов, до сих пор обдирающим американцев.
Утверждения о том, что сегодняшнее "свидетельство о регистрации прав" в ЕГРП является "единственным" документом о праве, не выдерживает никакой критики и рассыпается на подходе к судам первой инстанции.
Если уж решили принять закон о принудительной регистрации "прав", то вещи надо называть своими именами и говорить об обязательной регистрации документов об обязанностях и/или обязательствах по содержанию недвижимости. И обязать чиновников всех рангов, имеющих отношение к ЕГРП и ГКН, принимать к регистрации любые документы предъявляемые гражданами, с оплатой разумной госпошлины. Вот тогда вокруг корыта "с правами" исчезнут и очереди, и толпы мошенников, а "корыто" превратится в госучреждение по регистрации документов, имеющих отношение к недвижимости, или даже не имеющих, но зарегистрированных. Соответственно, права и обязательства сторон сделок будут возникать при подписании договора, а признание этих обязательств со стороны государства будет влечь признание прав сторон в обычном или законном порядке, по уровню и степени исполнения ими своих обязательств.