Ibusiness.ru: для чего Google общественный транспорт и когда наши автобусы можно будет отслеживать через Сеть?
На сайте Ibusiness.ru размещена статья Евгения Золотова «Для чего Google общественный транспорт и когда наши автобусы можно будет отслеживать через Сеть?». Ознакомиться с публикацией полностью можно по ссылке http://www.ibusiness.ru/20595
На днях введена в строй первая по-настоящему универсальная, свободно доступная система для контроля за движением общественных транспортных средств. Задачу осилила Google, что неудивительно — ведь у неё есть хороший задел в виде Google Maps.
Схема проста. К уже имеющимся на Maps коммунальным маршрутам добавлена информация об ожидаемом времени прибытия транспортной единицы, задержках в пути, и даже ценах на билет. Изюминка в том, что, в отличие от традиционного расписания, цифры эти учитывают действительное местонахождение долгожданного объекта и текущую ситуацию на дорогах.
Сведения обновляются в режиме реального времени: необходимые данные Google получает от городских транспортных агентств, которые, в свою очередь, собирают их с GPS-сенсоров, установленных на борту автобусов-трамваев. Воспользоваться сервисом можно из любого браузера, либо через официальное Android-приложение Google Maps.
Сложная математика экстраполяций и приближений скрыта от пользователя новой функции Google Maps. Пассажир видит только номер автобуса и ожидаемое время его прибытия. На текущий момент сервисом охвачены только шесть крупных городов Европы и Соединённых Штатов, но в ближайшие недели и месяцы Google обещает расширить список. Процесс осложняется разнобоем форматов: если поисковый гигант использует для коммунального транспорта разработанный под собственным контролем стандарт GTFS, городские информационные транспортные системы эксплуатируют с дюжину других стандартов, а часто и вовсе проприетарные решения.
Впрочем, даже технические сложности — не самая большая проблема. Много труднее договориться с муниципалитетами, убедить их передать потоки данных об общественном транспорте в общественное же пользование.
Отношение городских властей к такого рода прожектам до недавнего времени было настороженным. Для чего предоставлять собственноручно собранные сведения третьим лицам, да ещё и бесплатно, если можно попробовать заработать на них самому? И не опасно ли это? За последние пару лет позиция сменилась на более благожелательную. Вероятной причиной тому — осознание факта, что чем больше людей получат доступ к этим сведениям, тем больше у города будет пассажиров. А можно ли найти лучший способ донести их до каждого жителя, чем раздав частным компаниям?
Типичная история успеха — Бостон. Город славится трепетным отношением к своему информационно-транспортному хозяйству и даже судился со студентами, неосторожно пытавшимися эти системы изучать. Но открыв доступ к потокам данных с общественного транспорта для сторонних разработчиков, он меньше чем за три года получил три десятка веб-сервисов и приложений (в основном бесплатных), позволяющих жителям узнать точное время прибытия автобусов и поездов подземки. Схожая картина в других крупных городах США (Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Сиэтл, Сан-Диего и др.) и Европы.
Таким образом Google идёт уже проторённой дорожкой, консолидируя разрозненные системы мониторинга на платформе Maps. Учитывая, что ежемесячная активная аудитория только мобильных её пользователей превышает 200 миллионов человек, легко верится, что пришествие Google добавит идее популярности. Сегодня в том же Бостоне в плохую погоду каждый четвёртый пассажир прибегает к услугам того или иного приложения для мониторинга коммунального трафика. Google Maps без сомнения увеличит их число.
Есть основания ожидать аналогичной инициативы и со стороны Microsoft. Последняя связана тесными узами с Nokia, а ей в свою очередь принадлежит американская компания NAVTEQ — лидер мировой геоинформационной сцены. Карты и сведения о ситуации на дорогах от NAVTEQ используются в восьми из десяти автомобильных навигаторов, а также веб-сервисами, в частности, поисковыми машинами Bing и Yahoo!. Сейчас компания без лишнего шума прорабатывает вопрос сбора данных с систем слежения за общественным транспортом.
Если посмотреть на картину в целом, системы мониторинга общественного транспорта предстают составной частью огромной, пёстрой индустрии location-based services (LBS) — услуг, фундаментом которых является осведомлённость о местонахождении клиента. Её главная особенность скрыта в методах извлечения прибыли: коммерциализация LBS — нетривиальная задача, требующая как минимум фантазии и широкого кругозора.
Это хорошо заметно по прогнозам аналитиков, предрекавших индустрии 20 млрд. долл. годового оборота на середину «нулевых», а сегодня (Strategy Analytics) обещающих уже только 10 миллиардов к 2016-му.
Половину этой суммы должна принести реклама, но на примере мониторинга общественного транспорта видно, как трудно предсказать будущее и даже оценить настоящее. На то, чтобы признать коммерческую ценность бесплатного доступа к своим системам, американским муниципалитетам потребовалось несколько лет. А сегодня в неожиданном выигрыше оказались уже владельцы торговых точек, расположенных близ остановок. Разместив на витрине дисплей, информирующий о времени прибытия следующего автобуса, они превращают томящихся в ожидании прохожих в потенциальных покупателей.
Совершенно неожиданно, не последнее место в этой футуристической эпопее заняла Россия. Сектор мониторинга общественного транспорта РФ растёт чрезвычайно быстро. По данным «Финанс», в 2010 году средствами слежения было оснащено в 40 раз больше транспортных единиц, чем годом ранее (около 40 тысяч машин только по крупным контрактам).
Заметную роль в этом процессе играет государство, оплачивающее большие заказы, в том числе на оборудование с поддержкой ГЛОНАСС. Рост, хоть и менее значительный, продлится вплоть до 2020 года, при этом будут сформированы масштабные информационно-транспортные системы.
Крупнейшей из них станет интеллектуальная транспортная система Москвы, но необходимой базой уже владеют Рязань, Екатеринбург, Владивосток и, вероятно, другие города. Отсюда один шаг до открытого доступа к информации о местонахождении общественных транспортных единиц. Ну а там с Google смогут поспорить и мелкие российские компании, и конечно Яндекс, знакомый с отечественной действительностью не понаслышке.