Открытый справочный и картографический API ООО «ДубльГИС»
А.В. Сысоев (ООО «ДубльГИС»)
Сысоев А.В.
Хотелось бы выразить благодарность ГИС-Ассоциации за высокую оценку нашей работы и признание ООО «ДубльГИС» победителем в номинации «Наиболее динамично развивающаяся ГИС-компания»1. Я с огромным уважением отношусь к деятельности вашей организации. Решать задачи геодезии и картографии в масштабах страны очень непросто, и ассоциация действительно помогает двигаться отрасли в правильном направлении.
Пользуясь случаем, хочу сказать персональное спасибо Сергею Адольфовичу Миллеру за помощь с определением профиля нашей работы. На форуме 1995 г. он довольно подробно рассказал про одну московскую компанию (ее давно нет и даже названия не вспомнить), которая занималась выпуском справочника с планом Москвы и очень хорошо по меркам того времени жила, и спрогнозировал бурное развитие этого направления в ближайшие годы. С.А. Миллер был абсолютно прав в том, что спрос на такие сервисы огромен, но бурного развития пришлось ждать еще почти 10 лет. Никто не знал, как это делать, не было аналогов, опыта, данных (электронных карт и справочников), умения монетизировать такой продукт (потому и пропала упомянутая компания). Но идея запала в голову и хорошо легла на наши наработки. Я начал экспериментировать в 1997–1998 гг. А сам продукт описал и выпустил в 1999 г., когда после кризиса практически рухнул рынок профессиональных ГИС. Нам пришлось очень медленно и методично нащупывать путь для нового продукта. Конкурентов и рынка не было вообще (в смысле рынка рекламы в электронных справочниках и в геоданных). Пришлось все развивать методом проб и ошибок. Последних было много. В итоге получилась компания полностью замкнутого цикла, аналога которой до последнего времени не было нигде в мире. Мы делаем абсолютно все — справочники, карты, программы, продаем рекламу и распространяем продукт. Сейчас Google имеет собственное картографическое производство и публикует свои карты, «Яндекс» развивается в аналогичном направлении. В стране началось бурное копирование нашей бизнес-модели. В 2006 г. на ГИС-форуме я рассказывал про начало этого процесса. Сейчас нам известно более 100 клонов.
Такая деятельность, как создание справочных систем (или просто справочников), на мой взгляд, все больше отдаляется от задач профессионального ГИС-сообщества. Хотя по сути никогда к ним и не относилась. Наш справочник родился внутри компании, которая шла в направлении профессиональных ГИС, но в итоге не дошла. Возникли две части, одна из которых — чистый справочник (да, с картой), вторая — исключительно инженерная система для городских телефонных сетей, где план города составляет 5% от общего объема информации.
В 1995 г. году мы привозили на ГИС-форум именно ГИС «Связь».
Мы даже не можем подобрать софт из разряда коммерческих ГИС взамен программ собственной разработки. Все попытки перейти на что-то иное терпят крах из-за дороговизны и функциональной избыточности серийных продуктовое при том, что тех функций, которые нам нужны, в базовом комплекте просто нет. Получается, что нужно много заплатить, чтобы самим потом разрабатывать дополнительные модули.
Мы наблюдаем за нашими коллегами — Google, «Яндекс», OSM и т. д. — и общаемся с ними, поэтому можем утверждать, что все идут примерно тем же путем, т. е. создают собственный софт для удовлетворения потребности рядового человека в уверенном ориентировании на местности, вплоть до того, чтобы он мог найти некий объект размером с трамвай (или немного меньше), а в нем дверь (в магазин, офис, сервис и т. д.). С увеличением доступности космической съемки высокого разрешения мы наработали соответствующую методику и делаем цифровые планы исключительно под свою задачу. Ожидать помощи от государства или кого-то еще нет смысла. И все остальные данные мы собираем тоже самостоятельно. Потребителей устраивают точность и детализация наших продуктов. Более того, цифровые планы городов производства ООО «ДубльГИС» можно использовать и в составе профессиональных ГИС, для некоторых задач они вполне подходят. Мы регулярно продаем цифровые планы. Только объем этих продаж бесконечно отстает от основного вида деятельности — продажи рекламы.
В мировом масштабе сформировалось понимание, что теперь это отдельный рынок. Строго говоря, именно поэтому в ГИС-Ассоциации появился комитет картографических и справочных баз данных и изданий.
Новый рынок все четче оформляется, хотя еще и не до конца просчитан. Общая тема — Local Search, однако еще идут споры, что же в нее включать. Развиваются сотни компаний. В США широкое распространение получили всевозможные партнерские программы. Одних только предложений по картографическим API мы насчитали 186. Очень красивые проекты идут с Востока. С китайским размахом огромные города оформлены в «мультяшном» стиле (псевдотрехмерное изображение по типу компьютерных игр SimCity). А прекрасные съемки городов с истребителя из Скандинавии! У этого направления появилась собственная мировая трибуна — конференция Where 2.0. С моей точки зрения, очень удачное название: «Где» тот самый трамвай и 2.0 как символ того, что пользователи вносят существенный вклад в информационное наполнение.
Несколько слов о сегодняшнем состоянии нашей компании. Мы продолжаем региональное развитие по России. В работе города с населением 300 тыс. жителей и менее. В этом году наша команда начала публикацию справочников для Санкт-Петербурга, Москвы и ряда других городов.
У ООО «ДубльГИС» 14 филиалов и более 40 филиалов у франчайз-партнеров, около 1,5 тыс. собственных сотрудников и еще около 1 тыс. у партнеров. Выручка сети от размещения рекламы за 2010 г. составила 1 млрд руб. При этом продажа цифровых планов за тот же период принесла 3,34 млн руб.
Вышли версии под современные мобильные платформы Android, Windows Mobile и Symbian (для iPhone появится во второй половине текущего года) и новая онлайн-версия. Это естественное развитие линейки программных платформ для справочников. А вот что действительно новое — мы предлагаем наш контент для публикации на других площадках в Интернете и иных платформах (например, в навигаторах) на основе партнерской программы. Технически это представляет систему API (открытых программных интерфейсов), но не привычных картографических, а к нашим серверам со справочной информацией. С помощью такого инструмента можно показывать справочную информацию на любых ресурсах в дизайне площадки партнера, и конечный пользователь может и не понять, что это наши данные. Монетизация предполагается также за счет размещения рекламы, доход делится с партнерами. Мы уже анонсировали это предложение на конференции «РИФ+КИБ 2011». Наш открытый картографический API появится в третьем квартале 2011 г. Справочный API уже работает в тестовом режиме —www.api.2gis.ru. Тему справочного API придумали американцы чуть больше года назад — проект от Citysearch. В США это направление стремительно развивается, в России наше предложение первое.
Что дает эта система нашим партнерам? С помощью предлагаемого API практически любой интернет-ресурс сможет легко создать на своей площадке хороший сервис Local Search и предоставить пользователям качественный контент. Кроме того, наш API позволяет строить свои сервисы, основанные не только на карте, но и на комбинации карты и справочника.
Существующие картографические ресурсы смогут дополнить свои сайты качественным справочником, т. е. предложить пользователям дополнительную информацию и сервис. При этом можно комбинировать картографические и справочные данные от разных поставщиков — например, наше справочное API и картографическое API от «Яндекса» или Google.
Таковы результаты деятельности компании и планы на ближайшее время.
Еще раз выражаю огромную признательность ГИС-Ассоциации и всему ГИС-сообществу за высокую оценку нашей работы.
1. Оглашение результатов и награждение состоялось в рамках XVIII Всероссийского форума «Рынок геоинформатики России. Современное состояние и перспективы развития» (24–26 мая 2011 г., Киров). — Прим. ред.