Роскосмос будет страховать пуски космических аппаратов
В газете Коммерсантъ размещено интервью с главой Роскосмоса В. Поповкиным о ситуации в ракетно-космической отрасли. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке .
После анализа состояния отрасли у нового руководства Федерального космического агентства (Роскосмос) сформировались вполне четкие взгляды на то, что нужно в ней менять. Глава Роскосмоса ВЛАДИМИР ПОПОВКИН рассказал "Ъ" о том, какие перспективы он видит у своего ведомства и какие — у всей российской космонавтики в целом.
— Владимир Александрович, давайте поговорим непосредственно про нынешний Роскосмос. В прошлом году объем финансирования составил рекордные 2,3 млрд долл. На ваш взгляд, эта сумма является достаточной для решения тех задач, которые вы ставите перед собой, или требуется больше?
— Вы назвали цифру только по федеральной космической программе РФ, а ведь кроме нее есть целевая программа ГЛОНАСС, на которую выделяются достаточно большие суммы. Существует целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса, направленная на модернизацию самой промышленности. Кроме того, Роскосмос участвует в реализации программ "Национальная технологическая база", "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" и ряда других. Так что в целом можно говорить о сумме около 100 млрд руб.
— Так сумма достаточна или нет?
— Для реализации любой здравой идеи денег у федеральных органов всегда недостаточно. Мы живем в рамках тех экономических возможностей, какие сегодня существуют. И для того чтобы решать задачи в области космоса, этих денег в принципе достаточно. Надо просто уметь разумно ими распоряжаться. А для этого необходимо определить четкие приоритеты, которые должны быть бездефицитно проавансированы и профинансированы. Отказаться от того, что требует многолетней разработки, но не дает никакой отдачи. Надо быть более смелым для того, чтобы закрывать разработки, если становится очевидной бесперспективность каких-то идей. Это необходимо делать. В целом же, повторюсь, для основных направлений деятельности денег достаточно, но в период с 2013 по 2020 год необходимо увеличивать финансирование на 4-6% в год без учета инфляции.
— Тогда по приоритетам: какие они у вас сейчас?
— В Роскосмосе, к сожалению, на определенном этапе произошло очень большое смещение в сторону пилотируемых программ — бюджет пилотируемых программ отнимает практически половину всего бюджета агентства. Это при том, что сегодня больших проблем для пилотируемых проектов в ближнем космосе нет. Все-таки за 50 лет, проведенных СССР и Россией в космосе, специалисты выяснили, определили и разрешили практически все проблемы, связанные с пребыванием человека на высоте 300-350 км над Землей. Да, у России есть обязательства по международной станции (МКС.— "Ъ"), которые надо реализовывать, но при этом Роскосмос планирует значительно увеличить долю финансирования проектов, направленных на создание спутниковых систем связи, навигации, дистанционного зондирования земли, а также на создание метеорологических аппаратов. Важно сделать так, чтобы во всех сферах жизни возможности космической информации использовались полностью. Учитывая географические особенности нашей страны, спутниковые технологии должны быть ключевыми, особенно с точки зрения связи и, например, доступа к интернету. Ведь проводами нашу страну тяжело оплести? Тяжело. Без космических средств многие вещи в ХХI веке невозможно реализовать. Вот на это и будут смещены приоритеты и в федеральной космической программе, и в развитии, и вообще в деятельности всего Роскосмоса. Второй приоритет — это научные вопросы.
— Предполагается в связи со всем этим какая-то реструктуризация Роскосмоса?
— Раскрою секрет. По всей видимости, структура Роскосмоса как федерального органа исполнительной власти будет пересмотрена. В нем будет создан ряд новых управлений. Процесс близится к завершению, и агентство обратит особое внимание на управление организациями, действующими в структуре Роскосмоса, имущественный блок вопросов, корпоративное управление. Необходимо поднять значение финансово-экономического блока, для того чтобы более эффективно расходовать средства на предприятиях. Чтобы было яснее видно, что средства идут туда, где действительно есть конечный результат. Этот процесс совпал и с решением правительства РФ о сокращении госслужащих на 20% до 2013 года: по 5% будет сокращено в 2011-2012 годах, а 10% — в 2013-м.
— Какие сейчас главные проблемы в ракетно-космической отрасли?
— Самая большая проблема заключается в переразмеренности отрасли. С учетом тех финансовых средств, которые назывались, загрузить всю ракетно-космическую промышленность сегодня практически невозможно. Средняя загрузка предприятий составляет в среднем 33-35%. Поэтому необходимо ее оптимизировать. Первый этап этой оптимизации Роскосмос уже прошел, построив холдинги по вертикальному принципу. Следующий шаг — соединение вертикальных холдингов между собой. Для того чтобы начать оптимизацию по горизонтали. Это сейчас и будет делаться.
— По поводу холдингов. Так получилось, что Центр имени Хруничева создал свой собственный холдинг, а вот у корпорации "Энергия", желавшей присоединить к себе "ЦСКБ-Прогресс", такого не получилось. Планируете ли вы создавать новые холдинги?
— Считаю, что тот этап, когда создавались вертикальные структуры, в Роскосмосе завершен. И теперь должна идти не вертикальная, а горизонтальная интеграция. Не должно быть ситуации, когда кто-то кого-то поглощает. Предприятия должны приходить под одну управляющую компанию, которая не столько вычистит старую, неэффективную структуру, сколько займется ее оптимизацией. Ведь многие предприятия, ориентированные на всю отрасль, попав в вертикально интегрированный холдинг, стали забывать, что все же отрасль немного шире, нежели тот холдинг, в котором они находятся. Планируется, что в результате реструктуризации будут созданы три-четыре крупные корпорации, или, как мы их еще называем, интегрированные структуры. В 2011 году главной задачей является формирование корпорации "Комета" (ОАО "Корпорация космических систем специального назначения "Комета"".— "Ъ"), "Космических систем имени Иосифьяна" (ОАО "НПК "Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы имени Иосифьяна".— "Ъ"), создание структуры на основе ЦКБ тяжелого машиностроения, а также расширение ГКНПЦ имени Хруничева. В целом к концу года должно быть 14 интегрированных структур с охватом более 50% предприятий отрасли. Затем будем планировать дальнейшие преобразования.
— Раз уж коснулись темы спутников, то какие новые спутниковые системы планируется разрабатывать в ближайшие годы? Что вошло в госпрограмму вооружений до 2020 года?
— В рамках гособоронзаказа Министерство обороны будет заказывать спутники разведки и связи. Что касается федеральной космической программы РФ, то Роскосмос будет наращивать и восполнять орбитальную группировку спутниками социально-экономического назначения. К 2015 году должны увеличить группировку в два раза по сравнению с тем, что имеем сейчас. В программе все эти спутники прописаны, но их нужно ранжировать по приоритетности в финансировании, по срокам запусков. И жестко это контролировать. В программе многое было красиво написано и раньше, но, к сожалению, сроки ввода в эксплуатацию космических аппаратов постоянно переносились. Из-за этого программа корректировалась. Причина заключалась в равномерном распределении средств, которые выделялись, без выделения приоритетов. Сейчас это исправлено. А если конкретнее, то агентство будет развивать направление научного космоса — космические аппараты "Спектр-РГ", "Спектр-УФ", "Спектр-М", "Фобос-Грунт"... Будет создано целое семейство аппаратов дистанционного зондирования земли "Ресурс-П" и, безусловно, разрабатываться дальше ГЛОНАСС.
— До конца этого года планируется завершить формирование ГЛОНАСС. Когда будут ближайшие запуски?
— Ближайший запуск будет совершен в августе с космодрома Плесецк, затем планируется еще один одиночный пуск. В октябре групповой запуск еще трех аппаратов ГЛОНАСС-М при помощи ракеты-носителя "Протон", а в самом конце года будет запущен один аппарат нового поколения — ГЛОНАСС-К. В текущем году планируется довести группировку до полного состава и начать процедуру сертификации в международных организациях. Делается это для того, чтобы реализовать решение руководства нашей страны о бесплатном предоставлении ГЛОНАСС всему мировому сообществу. Но для того, чтобы оно могло использовать наши наработки, его надо сертифицировать в ряде организаций. Что мы и делаем.
— После неудачного запуска тройки спутников ГЛОНАСС-М в декабре 2010 года из эксплуатации был выведен разгонный блок ДМ-03. Вы собираетесь вводить его снова в строй?
— ДМ-03 — это новый разгонный блок, хотя, по сути дела, это основа старого блока с заменой элементной базы. После неудачного запуска аппаратов ГЛОНАСС не только было выяснено, почему при заправке перелили топливо. Было проанализировано, как вообще велась его отработка. И после скрупулезного анализа подготовлен целый комплекс мероприятий по его доводке. Правильно утверждают в поговорке: обжегшись на молоке, дуют и на воду. Необходимо, чтобы его показатели надежности соответствовали предъявляемым требованиям. Когда план по доводке будет выполнен, тогда этот блок и будет использоваться дальше. По всей видимости, он будет исполнен либо до конца этого года, либо в первом квартале следующего. А пока октябрьский ГЛОНАСС-М полетит на разгонном блоке "Бриз". Кстати, этот пример подтверждает, что должна быть инвариантность. Ведь если бы разгонный блок ДМ-03 был единственным и незаменимым, то мы бы сейчас просто стояли со всей космической программой, с ракетами "Протон", коммерцией, военными спутниками, которые должны запускать.
— А раз уж мы коснулись таких неудач, которые возникают, то логично задать вопрос о страховании космических рисков. Каким образом он будет решаться?
— Страховка — это такой интересный вопрос! Когда аппарат начинает падать, то раздаются вопросы: почему вы не страховали?! Когда же все нормально и все запускается, то начинаются разговоры, что на страховку денег нет, да и зачем она, раз и так все улетает. Не буду скрывать: существуют определенные проблемы с согласованием этих вопросов. Сейчас Федеральное космическое агентство в инициативном порядке готовит свое положение о порядке страхования пусков космических аппаратов. Полагаю, что в течение августа оно будет согласовано внутри Роскосмоса, планируется придать ему временный статус и запустить в работу. Уже после оно будет согласовано на федеральном уровне. Идея заключается в том, что в стоимость аппарата должна входить стоимость страховки. Это общемировая практика. Но рассматриваться все будет в индивидуальном порядке. Например, космический аппарат "Спектр-М" можно застраховать на полную стоимость, но делать это попросту бесполезно. Там надо больше думать о страховании ущерба, который может быть принесен в случае аварийного запуска. Полное страхование должно применяться к серийному производству — к спутникам ГЛОНАСС, например. Представьте, были бы потерянные спутники ГЛОНАСС застрахованы на полную стоимость — можно было бы получить страховую сумму и в течение какого-то времени восполнить потерю. Никаких секретов Роскосмос делать из этого не будет. И всю информацию о страховании планируется разместить в открытом доступе. И второе, что агентство будет делать особо тщательно,— выбирать сами страховые компании. К сожалению, эта тема носит кулуарный характер, а мы ему хотим придать гласность, насколько это, конечно, возможно. Компании будут выбираться исходя из ретроспективы их деятельности на рынке, предлагаемых страховых ставок, условий взаимодействия с организациями ракетно-космической промышленности. Планируется создать некий пул страховых компаний, из числа которых можно будет выбирать наиболее подходящую для страхования своих рисков. Отмечу, что в 2010 году было застраховано 38 запусков на сумму 551,1 млн руб. Всего было два страховых случая. Сумма, которая была выплачена, составляет 115 млн руб. В 2011 году было страхование 17 спутников. Потратили 640,6 млн руб.