Независимо от целей подготовки карты (плана) объекта землеустройства (в том числе в случае представления карты (плана) объекта землеустройства в Росреестр для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте землеустройства) один экземпляр карты (плана) объекта землеустройства должен быть передан в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Пунктом 14 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 (далее - Требования), установлено, что карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию в порядке, предусмотренном для согласования землеустроительной документации.
В соответствии с п. 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514 (далее - Положение), в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время - Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления.
Вместе с тем действующее законодательство не устанавливает случаев, при которых карта (план) объекта землеустройства подлежит согласованию с указанными органами.
Кроме того, согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение о Росреестре), Росреестр не наделен полномочиями по согласованию карт (планов) объектов землеустройства.
Между тем в отдельных случаях действующим законодательством установлены требования о согласовании границ объектов землеустройства. Так, например, п. 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила), предусмотрено, что сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
При этом Правила не конкретизируют, как именно осуществляется согласование границ охранной зоны: в виде согласования карты (плана) объекта землеустройства или в ином виде.
Вместе с тем, в отдельных случаях (например, в случаях, когда землеустройство проводится в целях установления границ между муниципальными образованиями, границ населенных пунктов, территориальных зон) целесообразно согласование карт (планов) объектов землеустройства с Росреестром.
В указанных случаях исполнение функции по согласованию землеустроительной документации должно быть четко регламентировано. В связи с чем Положение требует концептуальной переработки (в частности, Положением не установлены основания для отказа в согласовании землеустроительной документации).
Учитывая изложенное, до нормативного урегулирования порядка согласования землеустроительной документации, по мнению Департамента недвижимости, согласование карт (планов) объектов землеустройства Росреестром не проводится.
Согласно п. 9 Положения карты (планы) объектов землеустройства утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.
Между тем Требованиями не предусмотрено утверждение карты (плана) объекта землеустройства. Кроме того, Положением о Росреестре не предусмотрены полномочия Росреестра и его территориальных органов по утверждению землеустроительной документации.
Дополнительно отмечаем, что при разработке проекта Положения о Росреестре указанные полномочия были исключены из Положения о Росреестре как избыточные.
В связи с чем, по мнению Департамента недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства Росреестром не утверждаются.
Статьей 24 Закона о землеустройстве установлено, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.