Финам FM: история успеха Сергея Филиппова (ЗАО «Геоцентр-Консалтинг»)
На сайте радиостанции Финам FM размещена стенограмма передачи «Они сделали это», гостем которой стал основатель и совладелец Научно-производственного геоинформационного центра «Геоцентр-Консалтинг» С.В. Филиппов. Ознакомиться с материалом полностью можно по ссылке
― Так как вы на картах деньги зарабатываете? Что это бизнес вообще такой, в принципе?
― Ну, я думаю, этот бизнес знаком-то всем нам давно и хорошо, потому что без карт, наверное, ни один человек в своей жизни не обходился. Вы заходите в книжный магазин, покупаете карту, когда куда-нибудь едете, да и сейчас, когда стали активно люди наши путешествовать. Вы в отель приходите, первым делом берете карту этого города, чтобы понять, где вы, как, куда идти и так далее. Это вот такая традиционная сторона и всем очень знакомая и давно знакомая. Это то, что называется "бумажные карты".
Цифровая картография – это всего лишь часть технологий, это информационная технология, которая всем хорошо, наверное, знакома. Это такие специфические технологии, называются они геоинформационные системы или, если полностью, географические информационные системы, а в народе они известны – просто ГИС.
Вот ГИС-технологии – это, я бы сказал, такая… Нет, наверное, уже не первая это любовь. Но, тем не менее, это некоторая любовь, которая, да, вдохновляла и возбуждала, интриговала, и, в общем, для меня это такой элемент общей жизненной романтики. Так вот эти геоинформационные технологии, они настолько широко применимы в нашей повседневной жизни, что, пожалуй, даже трудно себе и представить ту область человеческой деятельности, где бы это не было применимо. В свое время еще когда-то давно я слышал результаты специальных исследований, которые проводились в таком мировом масштабе. Было выяснено, что порядка 80% информации, с которой работает человечество – это информация, которая имеет пространственную привязку, как мы говорим. То есть она где-то как-то расположена в пространстве. И это неважно, на земном ли она шаре или внутри какой-нибудь там клетки.
― У вас 50 человек работает в компании? Правильно?
― Да, где-то так.
― А оборот вашей компании?
― Около 4 миллионов долларов, да.
― Это вот за последний год?
― Да.
― Вот еще важный ключевой момент. Вы сами выезжаете по своей собственной инициативе чаще всего в какой-то город для того, чтобы потом там по определенной технологии начать продавать эту услугу, вот эту карту разными способами – цифровыми, бумажными и так далее? Или, как правило, все-таки сначала поступает заказ, а потом вы делаете для внутрикорпоративного пользования или какого-либо другого пользования определенную местность, картографируете ее?
― Знаете, Лена, как очень много в моей жизни и личной, и то, что называют бизнес-жизнью, она же сама, жизнь и диктует, что и как делать. Поэтому города мы выбираем… Знаете принцип? Вот что берет за горло, ту проблему и решаем. Вот потребовался сегодня город Урюпинск, и я не знаю, почему. Какой-то из больших заказчиков, у него все города есть, а этого нет. И надо срочно это сделать. И мы не можем ему отказать, потому что это наш стратегический заказчик, и надо его удовлетворить. А, может быть, запрашивают с разных сторон рядовые люди, так скажем, не компании. "А почему у вас нет? А вот нужен там". В общем, в результате совокупности каких-то обстоятельств происходит этот выбор.
― Жизнь сама подсказывает, в общем?
― Да. Довольно редко бывают прямые заказы, у нас вообще прямых заказов практически нет. Мы продаем готовую продукцию.
― Какие самые крупные, например, из ваших пользователей?
― Самые крупные – все. Яндекс, Googlе, Mail.ru, Rambler.
― Rambler?
― Да, сейчас он немножко отвалился.
― Он вообще, в принципе, отвалился немножко.
― Да, РБК пользовал, сейчас не знаю, продолжает или нет. То есть все крупные сайты пользовались. А вы знаете, здесь, может быть, опять какая-то причина такая не очень стандартная. Мы же были первопроходцами. Вообще ГИС-технологии, если сейчас немножко откатиться назад, они появились в России фактически 20 лет назад. До 1992, по-моему, года или 1991 конца, не важно, это не ошибка, ГИС-технологии была закрыты для соцлагеря по так называемому… Какому? То есть список запрещенных там технологий, продукции и прочего, которые не разрешались для продажи в соцлагерь. И в 1992 году запрет на ГИС-технологии был снят и появились первые продукты, я имею в виду, прежде всего, программные продукты геоинформационные, здесь в России.
Это есть такая компания Esri американская, всякие Arcview, Arcinfo, вот знаменитые на сегодня продукты, которых сейчас "АркГИС" называют. И еще такая компания MapInfo. Это киты. И третья – Intergraph. Вот три кита производителя программного обеспечения. И в свое время еще в тогдашнем совсем старом геоцентре, где я был просто как исполнитель или, как это сейчас называют, наемный работник, мы были первые, кто купили такой популярный продукт, как Arcview, первые лицензии в России № 1, и четвертые, которые купили лицензию продукта Arcinfo. Поэтому вот абсолютные мы родоначальники. А еще раньше все это начиналось, когда еще не было персональных компьютеров. Мы с моим ныне покойным другом и человеком, который сделал очень много для развития советской, российской геоинформатики и вообще внедрения геоинформатики в нашей стране, Юрий Королев, вот мы с ним, как мы шутили: "Мы наши, мы новый ГИС построим".
― Итак, в числе ваших пользователей большие порталы и сайты, среди которых там Google, Яндекс, Mail и Rambler. Дальше, другой основной, один из основных приоритетных, полупользователей таких ваших, кто это?
― Другой из основных… Да, это то, что называется, корпоративные пользователи.
― Вот здесь вот поподробнее. Я вот не очень понимаю, что это такое. Зачем им?
― Я уже сказал, что нет такой сферы деятельности, где бы нельзя было использовать эти или просто не невозможно даже, вот так я бы сформулировал. И давайте я вам примерно скажу. Все сотовые операторы наши пользователи. Для чего им это…
― "Большая тройка" тоже ваши все?
― Да. И включая даже "Сонет", "МСС" потом они назывались. Задачи перед ними очень разные. Элементарные задачи, которые все всегда видят, – это показать на том же сайте зоны покрытия, где есть прием, где нет приема, карты нужны. Спланировать, где разместить вышки оптимально. Для этого надо построить так называемую картинку зоны видимости. Вот вы вышку располагаете, а есть специальные программы, которые умеют построить зоны, какая территория этой вышкой освещается, условно говоря, выявить тени. И понятно, значит, вот если здесь тень, вышку надо расположить здесь и тогда вся тень закроется и здесь будет хороший прием. Я буду по таким самым основным, верхушечным, что ли, таким позициям проходить. Это вот, скажем, сотовые операторы, а им для этого нужны: высотность домов, рельеф, так называемые 3D модели местности и так далее, и так далее. Вот это все первое – данные, потому что высотность домов где-то надо взять, 3D модель где-то как-то надо построить. А второе – это программное обеспечение, которое уже позволяет это все манипулировать, обсчитывать, строить.
― Программное обеспечение – это тоже к вам?
― Да, отчасти, хотя это у нас стоит на втором месте после собственной разработки данных. Потому что данные – это тоже разработка. Далее, скажем, телекоммуникационные компании, тоже их безумное какое-то количество. Вот они активно тоже используют карты. Мы произносим это слово "карты", но, на самом деле, это не совсем карты, это, в общем, то, что называют базами данных, если правильнее говорить. Да, телекоммуникационные компании, они в основном, во всяком случае, то, что мы знаем, для чего впоследствии использовались наши данные, их используют опять-таки как основы для ведения, хранения, пополнения своего хозяйства. Им надо знать, где у них кабели проходят, какие-то муфты, колодцы и так далее. Вот это все надо наносить на карту, дабы потом можно было осмысленно, быстро, оперативно планировать что-то, найти что-то, учитывать и так далее, и так далее.
― Почему не становится или, может быть, становится все больше и больше конкурентов у вас на этом рынке, если такой действительно растущий, любопытный, интересный рынок, как вы говорили в первой части программы? То есть ни одна компания, которая смотрит вперед, не может обойтись без ГИС-технологий.
― Я думаю, здесь ответ достаточно прост. Он неинтересен еще до сих пор тем людям, которые располагают достаточными средствами, чтобы единоразово вложиться и создать что-то подобное нашей компании или даже гораздо больше. Но, скажем, недавно был такой пример. Есть такая компания "Сидиком Навигация", их же, по-моему, торговая марка "Прогород" называется. Это было уже, наверное, года три тому назад, они с нами встретились, очень долго расспрашивали, как вообще мы этот бизнес весь организовываем, включая активную консультацию у юриста нашего и так далее, и так далее.
― А вы прямо так все и рассказали?
― Да, все рассказали. Ну, а что, собственно, скрывать? Это же не Бог весть какое ноу-хау. И они организовали свою компанию, у них как раз была возможность стартового капитала вложиться, и они набрали довольно много людей, человек сто, писали они в своих пресс-релизах, что у них работает. Они быстро создали эти навигационные карты, они быстро разработали какой-то навигационный софт, программное обеспечение. И у них был прицел, что они будут это реализовывать вместе с девайсами, вместе с устройствами, самими этими навигаторами автомобильными от компании Samsung, LG, с которыми они взаимодействовали долгие года и очень активно по линии караоке. Вот они, кстати говоря, вытеснили нас из Rambler, то есть сейчас на Rambler их карты. Но я, естественно, не знаю их внутреннюю кухню и внутреннего состояния, но, мне кажется, у них немножко как-то подзавязла такая активность. И я знаю, что они довольно сильно сократили свой штат, просто к нам стали приходить люди.
― Люди от них?
― Да, от них. И почему и чем? Понимаете, у тех, кто готов вложить деньги, очень часто присутствует принцип, который заключается в том, чтобы вложить и как можно быстрее получить отдачу.
― Быстрые так называемые деньги?
― Да, быстрые.
― В России очень быстрый у всех запрос такой основной.
― А вот этот бизнес, которым мы занимаемся, или вот то направление технологическое, я бы лучше так говорил, он несколько такой долгосрочно-инвестиционный, что ли, так его назвать. То есть он не дает быстрых денег. Карту делать долго, найти покупателя – тоже дело не простое, если они сами не находятся. И поэтому это не то, что купил вагон мыла и продал его.
― И вот, кстати, у меня, знаете, такой вопрос. А почему вы все время так оговариваете? Каждый раз, когда вы произносите слово "мой бизнес", вы все время: "Ну, скорее, технология". То есть вы до сих пор себя не считаете человеком, который стоит во главе компании, таким собственником бизнеса?
― Елена, я никогда не считал себя бизнесменом. Понимаете… Не ложится на уста. Для меня это, прежде всего, был интерес, интерес эмоциональный в первую очередь. И, наверное, я думаю, как многие интересные бизнесы, они все начинаются с какой-то там романтики, увлеченности. Ну, впрочем, это и мое убеждение, что без увлеченности, наверное, создать бизнес невозможно никакой.
Компания «Геоцентр-Консалтинг» входит в группу «Проект поддерживают» портала ГИС-Ассоциации.
ЗАО «Геоцентр-Консалтинг» — современный, активно развивающийся научно-производственный центр, более 10 лет успешно работающий в области геоинформатики.
Основными направлениями деятельности компании являются:
― разработка (создание, поставка и поддержка) геоинформационных наборов данных различных уровней детализации для универсального использования (в навигационных системах, в диспетчерских и ситуационных центрах, в ведомственных и корпоративных АИС и АСУ и пр.);
― разработка автоматизированных информационных систем ведомственного и корпоративного назначения, в том числе с использованием ГИС-технологий;
― разработка навигационного программного обеспечения; поставка геоинформационных наборов данных для картографических Интернет-сервисов (Google, Yandex, Mail.ru, Kosmosnimki и др.);
― поставка данных о дорожном движении («пробки»);
― подготовка печатных картографических материалов.
Официальный сайт компании www.geocentre-consulting.ru