Как передаёт портал Новый регион, к новым серьезным кадровым перестановкам в Российском космическом агентстве, вероятно, приведёт расследование неудачного запуска телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ4», выведенного на нерасчетную орбиту 18 августа и потерявшегося в космосе.
Как сообщил некий информированный источник в отрасли, в связи с недавней сменой руководителя Роскосмоса в отрасли ожидались серьезные кадровые перестановки. Очевидно, неудача с «Экспрессом-АМ4» ускорит реализацию этих планов.
В частности, по его словам, своих должностей могут лишиться несколько заместителей руководителя Роскосмоса, ряд начальников управлений агентства и директоров ракетно-космических фирм.
Источник не исключил и «оргвыводов» в отношении руководителей Космического центра имени Хруничева, который в целом отвечал за подготовку запуска «Экспресс-АМ4» и выведение аппарата на орбиту. «По докладам, ракета-носитель «Протон-М», которая изготавливается Центром имени Хруничева, отработала штатно. Но есть вопросы к разгонному блоку «Бриз-М», который также изготавливается этой фирмой», - сказал источник.
Он подтвердил, что ущерб от потери аппарата очень велик. «Космический аппарат изготовлен европейской компанией на средства российского бюджета. Стоимость аналогичных аппаратов на Западе составляет, как правило, 300-400 миллионов евро. Соответственно, убыток может превысить 10 миллиардов рублей», - сказал источник.
Ранее СМИ сообщали со ссылкой на экспертов, что ущерб, включая расходы на запуск, оценивается примерно в 20 млрд рублей. По данным «Ингосстраха», спутник «Экспресс-АМ4» был застрахован на сумму более 7 млрд рублей и перестрахован на западном рынке.
По мнению неназванного источника агентства, вероятно, в ближайшие месяцы будут освобождены от должностей и руководители фирм, допустившие срыв важных государственных и оборонных заказов в области ракетно-космической техники: в частности, можно ожидать отставок руководителей ВНИИЭМ, который затягивает работы по ряду космических аппаратов, в том числе по белорусскому спутнику.
Нештатное выведение спутника «Экпресс-АМ4» - уже третий аварийный случай для Роскосмоса с декабря 2010 г., когда из-за перелива топлива в новый разгонный блок ДМ-03 в Тихий океан упали сразу три спутника «Глонасс-М». «Ущерб, между прочим, государству при неудаче с тремя спутниками «Глонасс» достиг 2,5 млрд рублей», - комментировал потерю аппаратов заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов.
Как выяснила спецкомиссия, спутники были потеряны из-за того, что в разгонный блок из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива. За эту ошибку были уволены вице-президент, главный конструктор по средствам выведения РКК «Энергия» Вячеслав Филин и заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский, а руководивший космическим агентством Анатолий Перминов получил выговор.
Вторая авария произошла в феврале при выведении на орбиту геодезического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2». Ракета-носитель «Рокот» отработала штатно, но на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата. За неудачу с «Гео-ИК-2» замруководителя Федерального космического агентства Анатолию Шилову был вынесен выговор. Стоимость потери спутника не сообщалась.
После череды неудачных пусков в апреле 2011 года ушел с поста главы Роскосмоса Анатолий Перминов, который возглавлял агентство более семи лет. На этот пост Владимир Путин назначил Владимира Поповкина. Однако и при новом руководителе ситуация не изменилась к лучшему - первый же серьезный проект провалился.
18 августа ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала с космодрома Байконур. Ракета-носитель, как и во время предыдущих неудачных пусков, отработала штатно. На участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя прекратилась передача на Землю телеметрической информации. В расчетное время аппарат не вышел на связь и до сих пор не обнаружен наземными средствами слежения за космическим пространством.
Тем не менее, это всего лишь третий нештатный случай за все время функционирования связки «Протон-М» - «Бриз-М», а до этого было осуществлено более 50 успешных пусков, указывают специалисты.