На сайте Эхо Планеты опубликована статья Марии Дубинской "Реалити-шоу из Арктики". В ней автор рассказывает об архангельском Центре космического мониторинга Арктики и предлагает интервью с его директором Сергеем Копосовым. Полностью материал доступен по ссылке.
Считается, что Арктика - это "кухня погоды", поэтому очень важно постоянно отслеживать её климатическую обстановку, особенно в нынешних условиях глобального потепления. Спутниковая съёмка зачастую служит единственным источником актуальной и объективной информации из этого обширного и труднодоступного региона, тем более что снимки с орбиты можно делать независимо от времени суток и атмосферных явлений.
Архангельский космический центр открыт в конце минувшего года на базе Института информационных и космических технологий при Северном (Арктическом) Федеральном университете имени Ломоносова, который включает в себя ряд вузов и крупных предприятий области. По замыслу основателей и при поддержке государства С(А)ФУ должен стать ключевой научной и инновационной структурой по изучению арктических территорий нашей страны. Планы руководства С(А)ФУ во главе с ректором Еленой Кудряшовой поражают воображение. Среди наиболее масштабных создание собственной малой авиации, модернизация региональных аэродромов, деятельность по мониторингу и диагностике трубопроводов; геологические изыскания, в том числе организация кернохранилища.
Для обработки грандиозного объёма данных университет приобрёл суперкомпьютер, открыл центр коллективного пользования мощным исследовательским оборудованием "Арктика", регулярно проводит научные экспедиции так, в июле группа студентов и учёных отправилась на Новую Землю, где проведёт два месяца в национальном парке "Русская Арктика". Собственный Центр космического мониторинга (ЦКМ) также один из важнейших проектов С(А)ФУ. Директор космоцентра Сергей Копосов провёл для нас экскурсию по своим владениям и рассказал о работе и задачах "космической команды".
— Сергей Геннадьевич, для чего Северному университету нужен Центр космомониторинга Арктики?
— Дело в том, что С(А)ФУ - единственный российский университет во всём Арктическом регионе. Учреждение формировалось как главный центр по изучению Арктики в нашей стране. А современное исследование этой важнейшей стратегической области, согласитесь, невозможно себе представить без наблюдений из космоса, дающих чёткое представление о ситуации в текущий момент. Для этого и создан Центр космического мониторинга. Сегодня в России и за рубежом действуют более 50 подобных станций, которые следят с орбиты за земными делами. Но должен заметить, что возможности нашего ЦКМ превосходят те, которыми располагают многие центры космического зондирования. Потому что мы работаем с передовой отечественной технологией приёма и обработки изображений планеты из космоса "УниСкан-36". Благодаря ей мы способны видеть территории в радиусе порядка 3500 километров. Другие же российские центры космического мониторинга используют предыдущую версию "УниСкан-24", чей радиус зоны обзора составляет не более 2500 километров. Но хочу кое-что пояснить: наша цифра "3500" относится к режиму прямого приёма информации со спутников. Он охватывает территории от Шпицбергена до севера Турции и от знаменитого вулкана с труднопроизносимым названием Эйяфьятлайокудль до Урала. В этом режиме спутник снимает только то, что находится непосредственно под ним, и сразу же передаёт информацию на станцию. Но есть и такие спутники, которые оснащены специальным бортовым накопителем и могут проводить съёмку практически в любой точке Земли.
— Что конкретно входит в задачи вашего Центра?
— Несмотря на то что в ЦКМ пока трудятся всего пять человек, мы проводим большую работу: наблюдаем за ледовой обстановкой в Арктике, следим за динамикой колебания снежного покрова, отслеживаем движение ледоколов и кораблей в Баренцевом море, мониторим паводки на Северной Двине и температуру Ледовитого океана. Кроме того, сотрудники нашего Центра устанавливают координаты разливов нефтепродуктов, выявляют очаги лесных пожаров и выискивают места, где рубят лес браконьеры. Кстати, вырубки промышленного назначения всегда проводятся в "шахматном порядке" - эти квадратики со спутников чётко видны, в то время как браконьеры рубят деревья бессистемно, как попало, но и это не ускользает от зоркого космического ока. В советское время Архангельскую область называли "всесоюзной лесопилкой", лесная промышленность и сегодня считается у нас приоритетной отраслью экономики. Однако в связи с постоянной чиновничьей тягой к реформированию в этой сфере произошёл серьёзный провал в её информационном обеспечении - специалисты просто не в курсе, где лес уже сгорел, а где попал под топор "чёрных лесорубов"! Теперь же ситуацию можно держать под контролем.
В планах нашего центра - создание межуниверситетской сети геопорталов "УниГео" и лаборатории беспилотных летательных аппаратов для дополнительных оптических наблюдений. Ведь разглядеть интересующие объекты из космоса над регионом, где всего 22 ясных дня в году, удаётся не всегда. Высота облачности в наших краях обычно составляет примерно один километр, а беспилотные летательные аппараты будут пребывать на высоте около 300 метров и, соответственно, станут передавать информацию, которую не могут получить их более "высокие" космические "коллеги".
— А с какими именно спутниками вы работаете и как часто они проводят фотосъёмку?
— Мы получаем данные с шести спутников, которые функционируют в разнообразных волновых диапазонах и производят изображения различной степени детализации - от 20 до 0,7 метра. Это космические аппараты НАСА Terra и Aqua, французские SPOT-4 и SPOT-5, канадские RADARSAT-1 и RADARSAT-2. Среди спутников есть как оптические, так и радиолокационные. Последние могут беспрепятственно работать в любых погодных условиях - допустим, запросто ведут сканирование той местности, где бушует снежный буран. Все территории в пределах допустимой зоны видимости ежедневно фотографируются каждым из спутников как минимум один-два раза. Кстати, благодаря этому обстоятельству информация, поступающая в наш Центр, бывает гораздо точнее той, которой располагает популярный интернет-сервис Google Earth, поскольку снимки этого проекта нередко представляют собой картинки трёхлетней, а то и пятилетней давности. А изображений территорий за пределами крупных городов у них зачастую нет вообще. Яркий пример - наша Архангельская область, которая в Google Earth изобилует "белыми пятнами".
— Получается, что вы используете данные с шести иностранных спутников. Почему же не работаете с российскими?
— Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы начнём работать и с российскими спутниками. Это вопрос времени. Кстати, недавно Северный Арктический университет и некоммерческая организация "Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" подписали соглашение о сотрудничестве в сфере высшего образования по направлению развития и использования спутниковых навигационных технологий на базе российской системы ГЛОНАСС. Недавно университет создал и малое инновационное предприятие по внедрению технологии спутникового мониторинга подвижных объектов на основе ГЛОНАСС.
— Скоро архангельский Центр космического мониторинга Арктики войдёт в крупнейший многоцелевой российский проект - гидрометеорологическую космическую систему наблюдения "Арктика", чей старт намечен на 2014 год, а бюджет только по предварительным подсчётам составит более 70 миллиардов рублей. Какие задачи поставлены перед "Арктикой"?
— Насколько я знаю, первый спутник этого проекта, к которому присоединится и наш ЦКМ, будет запущен примерно в 2016 году. Россия во что бы то ни стало должна иметь собственные спутники для наблюдения за Арктическим регионом. Система "Арктика" действительно обещает быть очень эффективной. Недаром другие страны уже обращаются к России с предложениями об участии в разработках "Арктики" - например, Канада и Италия. Заинтересованность выразили и некоторые азиатские государства. Прежде всего система "Арктика" предназначена для разведки залежей природных ресурсов арктического шельфа, отслеживания и сопровождения морских маршрутов, организации надёжной правительственной и мобильной связи, обеспечения безопасности трансполярных авиаперелётов, а также для проведения многостороннего космического экологического зондирования. Ну и само собой разумеется, что благодаря широчайшему спектру исследований "Арктики" можно более "качественно" стоять на страже рубежей российского Арктического региона.
— Кто использует данные, получаемые в ЦКМ?
— В оперативных и достоверных сведениях из архангельского Центра космического мониторинга Арктики заинтересованы самые разные организации, от морских портов и метеорологических станций до Федерального агентства лесного хозяйства и МЧС России. С этими структурами наш Центр плотно сотрудничает с самых первых дней своей работы. Получаемые в процессе зондирования данные используются также для составления и обновления карт и создания цифровой модели рельефа Земли.
— А сколько стоит заказать у вас фотосъёмку из космоса и могут ли это сделать частные лица - просто любопытствующие "энтузиасты космоса"?
— Да, любой заинтересованный человек может у нас купить космоснимки. Стоимость фотографий различна: от тысячи рублей и выше. Например, высокодетальный снимок размером 7х14 километров с аппарата EROS B обойдётся в 15 тысяч рублей.
— Запрашивают ли у вас фотографии из космоса какие-либо иностранные организации и зачем?
— Нет, пока подобных запросов не поступало.
— Недавно ФСБ России заявило о планах открыть дополнительные пункты наблюдения в Арктике. Используют ли российские спецслужбы данные вашего Центра, или это секрет?
— Нет, вовсе не секрет. У нас в стране ещё не всё так плохо, чтобы использовать для нужд охраны границ государства зарубежные коммерческие спутники.
— Скажите, кто, по-вашему, главный конкурент России в Арктике, кто борется за её ресурсы?
— Выделю тройку основных соперников: это США, Канада и Норвегия. Кстати, на Шпицбергене действует крупный центр по приёму информации со спутников из космоса SvalSat. Но он служит арктическим интересам Норвегии. Наш центр в Архангельске призван отстаивать интересы России в данном регионе, что мы и делаем.
— Сергей Геннадьевич, с появлением спутников все на Земле стали уязвимее. С одной стороны, мы можем быть в курсе событий, происходящих за тысячи километров, с другой - постоянно "под колпаком". Мы, простые люди, не можем знать, кто за нами наблюдает в данную секунду...
— Уязвимее мы с вами не стали. Скорее наоборот - защищённее. А вот те, кто нарушает закон, не должны себя чувствовать безнаказанно. Будь то "чёрные лесорубы" или браконьеры.