Российская газета: в Новосибирской области создадут цифровую карту региона
На сайте "Российской газеты", опубликована статья Н.Решетниковой "По образцу мобильника". В ней говорится о разработке долгосрочной целевой программы, направленной на развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры Новосибирской области. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке
В Новосибирской области разработали долгосрочную целевую программу, направленную на развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры региона.
На ее реализацию в 2012-2016 годах запланировано направить около полумиллиарда рублей, в том числе свыше 440 миллионов - из областного бюджета.
— Программа призвана решить ряд проблем в информатизации региона, - отметил руководитель областного департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов. - Например, будет создана государственная информационная система (ГИС), которая позволит повысить качество и эффективность управления территориями области и снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
По его словам, разработанная департаментом региональная ГИС - основа для синхронизации использования информационных ресурсов. С ее помощью будет обеспечен свободный доступ исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан к пространственным данным. Некоторые региональные министерства уже приступили к этой работе. Всего будут созданы один региональный и 32 муниципальных сегмента ГИС с единой базой данных. При этом, как было отмечено на заседании областного правительства, развитие навигационной инфраструктуры решено осуществлять с использованием технологий ГЛОНАСС. Прежде всего, внедрение системы на базе ГЛОНАСС/GPS-навигации - так называемая "интеллектуальная система" - будет применяться для мониторинга и управления транспортом - как общественным, так и коммерческим.
— Кроме того, нам предстоит создать единую и постоянно обновляемую цифровую карту, нанести на нее, в соответствии с планом территориального развития, все земельные участки, коммуникации, объекты образования, здравоохранения. И как результат - создать для граждан и инвесторов единый геопортал, - рассказал Анатолий Дюбанов.
Однако сможет ли ГЛОНАСС стать полноценным конкурентом других навигационных систем, прежде всего - GPS? Например, для охвата всей территории области геоинформационными сервисами необходимо построить еще двенадцать базовых станций сети навигационной инфраструктуры (в прошлом году сданы в эксплуатацию девятнадцать). Всего в рамках программы их будет построено 44. Как рассказали в областном департаменте науки, инноваций, информатизации и связи, станции уже работают в Новосибирском, Искитимском, Колыванском, Коченевском, Барабинском и других районах области, расположенных вдоль основных транспортных магистралей. Их важнейшая составляющая - оборудование, которое позволяет принимать данные со спутников. Сейчас к единому центру обработки данных подключено около десяти базовых станций.
— Перспективы развития ГЛОНАСС - в целом по стране и в Новосибирской области в частности - отличные, - убежден ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - В регионе уже многое сделано для внедрения системы в социально-экономическую практику. Так, компания "НИС ГЛОНАСС" (ОАО "Навигационно-информационные системы"), на которую возложены функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности, в апреле 2011 года подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с областным правительством. Основная цель - создание навигационно-информационного пространства и его интеграция в единое российское и международное пространство.
Также компания "НИС" подписала соглашение о стратегическом партнерстве с Сибирской государственной геодезической академией. Оно подразумевает формирование и реализацию целевых программ в области геодезии, картографии, точного позиционирования и подготовки кадров для отрасли в Сибирском федеральном округе. В июле 2011 года завершен первый этап формирования партнерской региональной сети, заключены соглашения с компаниями в 28 регионах.
Между тем в правительство России в августе 2011 г. поступил проект федеральной целевой программы развития глобальной навигационной спутниковой системы в 2012-2020 годах. На ее реализацию запланировано выделить около шестидесяти миллиардов рублей. По словам гендиректора - генконструктора корпорации "Российские космические системы" Юрия Урличича, если прежде основными заказчиками системы выступали минобороны и Роскосмос, то теперь к ним добавились МЧС, МВД и минтранс, который планирует внедрять геоинформационные технологии на автомобильном, авиационном, морском и речном транспортах. Особое внимание решено уделить развертыванию в регионах инфраструктуры федеральной системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС", которая способна кардинально изменить ситуацию на дорогах.
— Система "ЭРА-ГЛОНАСС" уже хорошо зарекомендовала себя в ряде регионов, и ее внедрение в масштабах страны - дело первостепенной важности, потому что она способна спасти тысячи жизней и дать экономический эффект в миллиарды рублей, - отмечает аналитик Дмитрий Баранов.
Однако для того чтобы обеспечить коммерческое использование системы, по мнению некоторых экспертов, потребуется три-четыре года.
— И все же коммерциализация ГЛОНАСС идет ускоренными темпами, - считает Дмитрий Баранов. - Группировка спутников уже находится на орбите, создана наземная инфраструктура, отечественные чипы по своим характеристикам почти полностью сравнялись с чипами GPS, активно создаются дополнительные навигационные продукты и услуги, началось оборудование навигаторами отечественного грузового и общественного транспорта. Привлекательность ГЛОНАСС растет по мере увеличения производства абонентских устройств, появления новых моделей приемников, новых продуктов и сервисов. Собственно, отставание ГЛОНАСС от GPS как раз и заключалось в отсутствии относительно компактных абонентских устройств.
По прогнозам экспертов, в дальнейшем можно ожидать расширения всего рынка навигационных услуг: если сейчас темпы его роста составляют в среднем тринадцать-восемнадцать процентов в год, то в ближайшее время они могут увеличиться до 22-27 процентов. По различным оценкам, объем рынка навигационных устройств в 2011-м может составить порядка 500-600 тысяч приемников, что в пять раз больше показателей прошлого года. Большую часть этого объема обеспечит госзаказ и заказы регионов, в том числе Новосибирской области, в рамках принятой долгосрочной целевой программы. Также ожидается приход на рынок новых игроков, включая иностранных, постепенное удешевление стоимости оборудования и услуг и превращение навигаторов из элитарного продукта в массовый.
— То есть, они проделают тот путь, который ранее проделали мобильные телефоны: от статусной элитарной вещи - до массового продукта, без которого не мыслят своей жизни почти все граждане нашей страны, - считает Дмитрий Баранов.
— Развитие территорий возможно там, где есть информационные технологии. Сегодня выбраны надежные и недорогие по эксплуатации технические решения. Нужно создать систему, которая прослужит долгие годы, - убежден губернатор Новосибирской области Василий Юрченко.