Лебедев Н. (Транзас): на ИТ-рынке Россия может иметь международную конкурентоспособность
На сайте expert.ru, опубликована статья Г.Дмитриева "По ступенькам вверх", в которой он предлагает интервью с президентом группы компаний "Транзас" Н. Лебедевым. Полностью материал доступен по ссылке.
Группа «Промышленные инвесторы», возглавляемая Сергеем Генераловым, завершила процедуру приобретения 25,5% акций петербургской группы компаний «Транзас». О достигнутых договоренностях было объявлено в начале лета, затем участники соглашения обсуждали конкретные условия вхождения «Промышленных инвесторов» в капитал «Транзаса». В интервью президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев рассказал, почему принято решение «впустить в ближний круг» стороннего инвестора и каких технологических прорывов стоит ожидать от «Транзаса» в профильных для него промышленных сегментах.
— В 1990 году «Транзас» основали четыре человека: Николай Лебедев, Николай Мужиков, Евгений Комраков, Виктор Годунов. Через 20 лет состав топ-менеджмента не изменился: вы – президент «Транзаса», ваши коллеги – вице-президенты. Примеры, когда группа единомышленников ведет совместное дело на протяжении столь многих лет, нетипичны для России. Как вам удалось не разойтись в бизнесе?
— Нас изначально объединяла общая идея, претворять которую в жизнь было безумно интересно. Мы вложили в нее всю душу. Но не нужно думать, что эти два десятилетия прошли без проблем. Мы все разные, у нас были те или иные кризисы в отношениях. Но всегда находили устраивающие всех варианты разрешения кризисных ситуаций.
— Помните свой первый продукт?
— Навигационная система Navi-Master, которую установили на паром «Анна Каренина», ныне не существующий. Паром ходил из Петербурга в немецкий город Киль. Сделали для него электронные карты – в это время успешно работали спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС. Совмещение спутниковой навигации, электронных карт и систем, которое мы сделали, и стало Navi-Мaster. Продукт оказался успешным.
— Развитие «Транзаса» всегда было стабильным и поступательным или были отрезки времени, которые вам хочется забыть?
— Зачем же забывать отрицательные моменты? Каждый день работы в «Транзасе» – это капитал. Ситуаций в развитии бизнеса, за которые мне стыдно, нет вообще. Проекты, которые закончились неудачей, конечно, были. Когда идешь по лестнице вверх, следующая ступенька может оказаться немного труднее предыдущих, и ты не можешь ее переступить. Недооценка определенных факторов приводила к неудачам. Но в целом, несмотря на трудности, неэффективность тех или иных шагов, мы сохранили позитивный настрой. «Транзас» – признанный лидер в сфере инноваций, мощная группа компаний, которая на данный момент производит продукции на порядка 300 млн долларов в год и имеет прекрасные перспективы. Уже в течение 15 лет мы обеспечиваем ежегодный прирост экономики «Транзаса» на 20% по отношению к предыдущему году.
— Чем в таком случае объяснить привлечение стороннего инвестора?
— Много лет мы развивались, доказывая свою конкурентоспособность на мировом рынке, предлагая технические решения, которые во многих случаях оказывались – и оказываются до сих пор – уникальными. Думаю, нам удалось многого достичь, но, по гамбургскому счету, «Транзас» оставался технологической компанией.
Постепенно пришло понимание: требуется развивать не только техническую составляющую. Новая задача – создать транснациональную корпорацию с серьезной капитализацией и мощной стратегией развития. Для решения подобной задачи требуется не только технический опыт, но и опыт управленческих решений. Именно с этих позиций мы и искали стратегического инвестора. Нас не интересовало только финансовое инвестирование: требовался партнер, который преобразует «Транзас» в мирового технологического лидера.
— Почему решили развивать авиационное направление?
— Это исходило из общей логики развития компании. Изначально она называлась «СБТ – Транзас». СБТ – «Системы безопасности на транспорте», «Транзас» – от английского TRANsport SAfety Systems. В дальнейшем аббревиатура СБТ отпала. Мы сразу определили область, в которой будем работать. Морское направление стало первым, потому что это наиболее понятный для нас рынок. По большому же счету задачи, применяемые для технических решений – для навигационных приборов, тренажеров, электронных карт, систем управления движением судов, фактически идентичны. Конечно, есть нюансы.
В авиации пришлось намного больше и глубже разбираться с так называемым «железом». К примеру, прибор должен работать от плюс 70 до минус 55°С – таких требований на море нет, а в авиации это необходимое условие, без которого невозможно сертифицировать устройство. От нас требовалось не только разрабатывать технологии, но и производить опытные партии приборов.
— Но программное обеспечение остается основным продуктом?
— Я бы не стал так категорично утверждать, хотя программное обеспечение (ПО) занимает серьезную долю в наших бизнес-процессах. Мировые тенденции меняются, разработка управленческих решений превалирует над инженерией. Раньше было ровно наоборот: примерно 80% проекта – инженерная работа (конструкции, механизмы), остальное – ПО, которое просто помогало механике работать. Теперь же основную часть работы выполняет именно ПО. В «Транзасе» порядка 1-1,2 тыс. человек занимаются инновациями в сегментах инженерии и ПО. И если говорить о соотношении, то на долю инженерных разработчиков приходится лишь 30%. Но тут важно достичь баланса в производстве ПО и инженерии. Зачастую происходит крен либо в одну, либо в другую сторону. Оптимальная пропорция и дает эффект, который называется конкурентоспособностью.
— Вам удалось достичь баланса?
— Есть направления, где баланс достигнут и «Транзас» является серьезным игроком. В морском тренажеростроении у нас 50% мирового рынка. В сегменте разработки электронно-картографических систем и карт держим 30-40%. Причем в этих отраслях у «Транзаса» несомненное лидерство. Вторые-третьи компании после нас в полтора-два раза отстают по объемам производства. Есть отрасли, где мы входим в тройку основных компаний, например по системам управления движением судов. Существуют перспективные сегменты, в частности по объему производства авиационных тренажеров постепенно приближаемся к группе из пяти ведущих мировых производителей. В целом горизонты, которых мы стараемся достичь, понятны.
— Активно обсуждаются перспективы освоения арктических территорий, к примеру возрождение Северного морского пути. Что включает в себя проект «Транзаса» Electronic highway?
— Общая тенденция – разработчики технологий подходят к решению задач более интегрированно. К общему знаменателю приводятся десятки технологических решений, что делает их более доступными и ясными для потребителей. Если прежде мы создавали только навигационную систему или оборудовали капитанский мостик, то сегодня это комплексная система ИT-управления всего судна. Тренажерный комплекс – это не просто одно судно, а совокупность морских и наземных объектов. Арктика – сложная технически и технологически территория, но одновременно – хорошая поляна для серьезной мирной кооперации арктических стран и разных технологий, поиска неагрессивных решений.
При реализации проекта возрождения Севморпути мы готовы применить практически все решения, касающиеся моря и авиации, обработки баз данных. Это комплексная задача: навигация, связь, поиск и спасание, береговые службы. План, по которому нужно работать, потратить на него пять-десять лет. Но годы не страшны, когда существует понимание задач, эффекта от внедрения инноваций. А в случае Севморпути подобное понимание есть однозначно. Это сложный, но очень интересный и адекватный реальности инфраструктурный проект.
— «Транзас» занимается и военными разработками. Понятно, что эта тема конфиденциальна, но как вы оцениваете участие «Транзаса» в программах ВПК?
— Тема нашего участия в военных проектах достаточно открыта. Мы активно сотрудничаем с военными и силовыми ведомствами, поставляя современное бортовое оборудование, отвечающее их требованиям, создавая тренажеры под боевые задачи. В нашу группу входит предприятие, созданное совместно с Рособоронэкспортом, – «Р.Е.Т. Кронштадт».
Последняя разработка в этой сфере – технология единого виртуального поля боя, позволяющая объединять обучение специалистов, представляющих различные рода войск, в составе центров боевой подготовки нового поколения. Им крайне заинтересовался, в частности, посетивший «Транзас» этим летом начальник генерального штаба Вооруженных Сил РФ Николай Макаров.
— Вы развиваете новое для себя направление – инфраструктурные проекты в нефтегазовой промышленности. Там тоже применяются комплексные решения?
— Безусловно. Эти решения не то чтобы новые, но более сфокусированные на проблемах нефтегазовой отрасли. Мы пришли в эту отрасль естественным образом: нефтяные платформы, по сути, – часть морской экосистемы. Став крупнее, «Транзас» одновременно стал привлекательнее для больших заказчиков. Понятно, что нефтяникам проще и надежнее работать с компаниями, за которыми есть опыт, объем, гарантии: у них снижаются риски.
— Уже есть заказы?
— Наши технологии применяются на Варандее в Печорском море, работаем на Сахалине. Ведем с «Газпромом» переговоры об участии в разработке Штокмановского месторождения. Со всеми основными игроками мы сотрудничаем в разной степени. Может, «Транзас» не достиг здесь такого влияния, как в морском направлении или производстве навигационных систем. Но, думаю, в краткосрочном периоде мы сможем как минимум на российских рынках занять существенную долю. Если нефтегазовая отрасль активно развивается, надо эту возможность использовать. Это касается, кстати, не только «Транзаса», но и компаний, которые только ищут свое место на рынке. Не надо сидеть и ждать, пока кто-то положит вам в рот технологическую ложку.
Изменить мировоззрение
— Борьба на конкурентном поле жесткая?
— Она достаточная для того, чтобы быть постоянно в форме, работать с драйвом и интересом. К сожалению, большинство наших конкурентов – компании из Европы, США, Юго-Восточной Азии. Не могу сказать, что в России конкуренции совсем нет. Есть серьезные разработчики в морских и авиационных технологиях, нефтегазовой промышленности. Но количество отечественных компаний, ставящих перед собой реальные цели, стремящихся выйти на внешние рынки, крайне мало. Стратегия экспансии на внешние рынки – недешевая по своей сути, дорогое удовольствие. Но это направление, где инвестиции полностью оправданны. И «Транзас» в долгосрочной перспективе действует эффективно. Прорываясь, ставим задачи достижения качественно новых результатов. Это некая программа действий, чтобы сделать из «Транзаса» мирового чемпиона по высоким технологиям. Мне кажется, вполне хорошая цель.
— Путь к чемпионству, каков он?
— Никаких корпоративных секретов не раскрою, принципы достижения лидерства едины для любого бизнеса: правильно использовать все хорошее и искоренять все плохое. Для «Транзаса» хорошее заключается в том, что в России в целом и в Петербурге в частности очень высокий уровень интеллектуального ресурса. Причем если по некоторым научным направлениям подобным интеллектуальным потенциалом могут похвастаться и другие города России, то в области морских технологий Петербург без вариантов держит пальму первенства.
Когда мы только начинали создавать «Транзас», приняли на работу группу разработчиков языка программирования Алгол, весьма популярного в Советском Союзе. Элитные программисты оказались в тот период никому не нужны. И мы аккумулировали очень высокую концентрацию интеллектуальной энергии. Более избыточной, чем существует даже сегодня в той же Европе. И вот за счет этой концентрации, с одной стороны, и опыта инженерной эксплуатации – с другой, создали единую общность. Избыточность интеллектуального труда, правильное позиционирование – эти условия дали «Транзасу» возможность создать концепцию, которая стала не просто прорывной, но постоянно действующей.
На рынке сложных инженерных решений, элитной специализации, в том числе в информационных технологиях, Россия может иметь долговременную международную конкурентоспособность, которая будет состоять из накопленного научного потенциала и инженерных решений.