М. Залиханов (Госдума РФ): Роскосмосу не поручено обеспечение потребителей ДДЗ Земли
На сайте "Парламентской газеты", опубликована статья М. Залиханова, депутата Государственной Думы, академика РАН "Спутники погоды затерялись в космосе", о ситауции в сфере космического мониторинга для метеорологической службы. Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке
Ещё свежи в памяти те времена, когда наша служба погоды была мировым лидером. Разветвлённая сеть наземных метеостанций и аэрологических средств наблюдений дополнялась мощной, эффективно работающей группировкой «спутников погоды».
Сегодня на орбите функционируют, причём со значительными отклонениями от заданных характеристик, только два отечественных метеоспутника, что для нашей страны с самой большой в мире территорией явно недостаточно. Согласно Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы таких аппаратов на орбите должно быть шесть!
А ведь группировка гидрометеорологических, океанографических, гелиогеофизических спутников и спутников мониторинга природной среды – это и важнейшее звено комплексной системы раннего предупреждения об опасных природных явлениях и стихийных бедствиях.
России, чтобы не зависеть от зарубежной спутниковой информации, являющейся, по сути, стратегической, просто необходимо иметь национальную группировку в составе трёх полярно-орбитальных и трёх геостационарных метеоспутников.
Росгидромет сегодня на 97 процентов использует данные зарубежных космических аппаратов. Воссоздание отечественной метеорологической спутниковой группировки приобретает особую актуальность в связи с подписанием в 2006 году ЕС и США специального соглашения об ограничении доступа третьих стран к оперативным данным метеонаблюдений из космоса. При объявлении кризисной ситуации данные с американских и европейских спутников будут передаваться только в кодированном виде. Ситуация с ограничениями на доступ к метеоданным аналогична ранее введённым ограничениям на данные навигационных систем GPS и Galileo и космические снимки высокого разрешения.
Отсутствие отечественной группировки метеоспутников в основном связано с тем, что с 1994 года функции государственного заказчика по космическим системам гидрометеорологического, океанографического, гелиогеофизического мониторинга и мониторинга природной среды были переданы от Росгидромета – основного потребителя и обработчика информации – непосредственному производителю спутников – Роскосмосу. Так, по Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы предусмотрен запуск 15 таких спутников. За пять минувших лет запущено лишь два.
И это в стране, которая запустила первый метеоспутник ещё в 1966 году. До 1994 года по заказу Госкомгидромета было изготовлено и запущено 46 метеоспутников! На орбите постоянно действовала группировка в составе трёх-пяти спутников. Она полностью обеспечивала наши потребности в космической метеорологической информации и была самой представительной и востребованной в мире.
Ещё в парламентском запросе Председателю Правительства, принятом постановлением Государственной Думы от 21 февраля 2001 года, было предложено для восстановления российской группировки спутников наблюдения Земли возвратить функции государственного заказчика Росгидромету, главному потребителю информации. Это предложение было поддержано заинтересованными министерствами и ведомствами. Однако тогда этого сделано не было, и вот уже 10 лет наша страна не обладает необходимой спутниковой системой и, соответственно, жизненно важной информацией.
Существующее сегодня совмещение функций заказчика и непосредственного исполнителя в одном ведомстве противоречит не только общепринятым принципам организации такого рода работ, но и рыночным принципам эффективного разделения полномочий при создании таких сложных и дорогостоящих высокотехнологических систем, какими являются «спутники погоды». Что не соответствует ни общему зарубежному опыту, во многом опирающемуся на тот, которым обладала наша страна, ни здравому смыслу.
В запускающих метеоспутники странах (США, ЕС, Индия, Япония, Республика Корея и др.) эти полномочия разделены между гидрометслужбами стран и космическими агентствами. Результаты: США, Китай, Индия, Япония и ряд других стран имеют национальные спутниковые группировки наблюдения Земли, что обеспечивает стратегические интересы этих государств, существенно улучшает информированность населения о погоде и стихийных явлениях.
Следует отметить, что опытно-конструкторские работы (ОКР), направленные на создание космических комплексов наблюдения Земли, ведутся Роскосмосом с нарушением требований Федеральной космической программы России на 2006–2015 годы. В частности, конкурсные требования к ОКР не согласовываются с тематическим заказчиком (Росгидромет), не учитывают фактически наработанного им задела. Представители Росгидромета как заказчика не включаются в состав конкурсных комиссий. Технические задания на выполнение ОКР и эскизное проектирование не согласуются с Росгидрометом. Роскосмос фактически подменяет создание хороших и качественных спутников созданием отраслевой системы приёма спутниковой информации (в основном с зарубежных спутников), то есть пытается создать вторую государственную систему приёма данных со спутников.
В связи с крайней ресурсоёмкостью подобную роскошь не позволяют себе даже богатые страны. Так, в рамках ОКР «Приём» начато создание не предусмотренных федеральной программой на 2006–2015 годы региональных центров приёма и распространения спутниковых данных Роскосмоса в городах Железногорск, Калининград, Мирный. Эти центры дублируют ГСКМ Росгидромета, что ведёт к нерациональному расходованию бюджетных средств. Кроме того, Федеральным законом «О космической деятельности» Роскосмосу не поручено обеспечение потребителей данными дистанционного зондирования Земли.
На наш взгляд, единственный выход из создавшегося положения – возвращение Росгидромету функций государственного заказчика космических комплексов наблюдения Земли. Росгидромет и Минприроды России уже подготовили предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О космической деятельности» в связи с возвращением Росгидромету функций государственного заказчика по разработке космических систем гидрометеорологического, океанографического, гелиогеофизического мониторинга и мониторинга окружающей среды.
Роскосмос пока не согласовал соответствующие поправки к Закону «О космической деятельности» и настаивает на продлении доказавшей свою порочность системы «самоспроса» за создание космических объектов, которые не представляют интереса для этой уважаемой отрасли. Президент РФ высказался за возвращение Росгидромету функций государственного заказчика метеоспутников. И Роскосмосу просто необходимо поменять свой узковедомственный подход, уже затянувший метеокосмическую отрасль в тупик, на государственный.