В газете "Известия" опубликована статья А. Мерцаловой "Росреестр отсканирует документы". В ней говорится о переучете всех построенных в России зданий и сооружений. Полностью материал доступен по ссылке.
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии взялась перевести все сведения о российских зданиях в электронный вид — для этого ведомству придется собрать данные с дублирующих друг друга региональных учреждений. На днях организация приступила к поиску подрядчика для оцифровки данных шести регионов. В ближайшее время в новый формат будут переведены сведения об объектах недвижимости Московской, Ленинградской, Ярославской, Орловской, Пензенской областей и Алтайского края.
Сейчас учет недвижимости в каждом субъекте страны ведут две организации: филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», подведомственный Росреестру, и еще одно местное государственное предприятие, подведомственное местным органам власти.
Обе структуры ставят на учет все объекты недвижимости (жилой и коммерческой), выдают справки об их технических характеристиках гражданам и юридическим лицам, вносят необходимые изменения и проводят их оценку.
Заместитель директора Ленинградского областного ГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости Владимир Биржевой рассказывает, что в его регионе у обеих организаций одинаковые функции. Об этом же заявили и в пресс-службе «Ростехинвентаризации»: по словам ее представителя, это необходимо для поддержания конкуренции на рынке.
Сейчас любое здание должно быть поставлено на учет в то или иное учреждение. В некоторых регионах действует общая база данных филиала «Ростехинвентаризации» и местного учреждения, но зачастую сведения организаций полностью дублируются. Впрочем, судя по официальным документам, услуги местных ГУПов пользуются большей популярностью. Например, в архиве ОГУП «Орловский центр «Недвижимость» находится 133,8 тыс. архивных дел. А в областной «Ростехинвентаризации» — всего 5,9 тыс. Владимир Биржевой рассказывает, что в его организации большинство дел до сих пор находится в бумажной картотеке. Несколько лет назад Ленинградский ГУП начал проводить электронную инвентаризацию для собственных нужд.
В «Ростехинвентаризации» говорят, что большинство их учреждений также до сих пор работают по бумажной системе. Грядущий этап электронной инвентаризации — уже второй. Ранее ведомство перевело в цифровой формат документы ряда субъектов. На пересчет домов из федерального бюджета уже было потрачено 756 млн рублей и заложено еще 742 млн: из расчета 150 рублей на одно инвентарное дело.
В самом Росреестре затруднились оперативно пояснить, сколько этапов еще надо провести, чтобы сделать полный переучет всех регионов. Но, по официальным данным, единая база объектов недвижимости должна заработать в 2013 году. Ее основная цель — облегчить процесс учета, налогообложения и оказания государственных услуг в стране.
Создание базы — не единственное, на что придется потратиться Росреестру при переходе на электронный учет. Ведомство заплатит 15 млн рублей за подготовку специалистов для ведения государственного кадастрового учета с использованием технических средств. Выполнять работу будет Государственный университет по землеустройству. До конца этого года планируется обучить около тысячи человек, большинство из них имеют опыт работы меньше года.