А. Смятских («М2М телематика»): наступление «эры ГЛОНАСС»
На сайте ГК «М2М телематика» размещена статья исполнительного директора компании Алексея Смятских о проекте «ЭРА ГЛОНАСС». ГИС-Ассоциация приводит выдержки из материала.
Государство уже давно выступило инициатором использования технологий ГЛОНАСС на пассажирском транспорте и транспорте, перевозящем опасные грузы. Существует Постановление №641 от 25.08.2008 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS". Все участники рынка знали заранее о необходимости внедрения систем мониторинга и управления транспортом на основе ГЛОНАСС. Сейчас, на мой взгляд, сделан следующий логичный шаг - ужесточение правил лицензирования наземного пассажирского транспорта и добавление пункта об оснащении транспортных средств тахографами.
К сожалению, большое количество дорожно-транспортных происшествий на пассажирском транспорте, особенно на междугородных сообщениях, связано с нарушением водителями правил дорожного движения, а также режимов труда и отдыха. Навигационная система ГЛОНАСС помогает, в первую очередь, отслеживать скоростные режимы, тахографы позволяют контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Поэтому сейчас речь идет об использовании на пассажирском транспорте и ГЛОНАСС-решений, и тахографов. Считаю, что с учетом существующих цен на навигационно-связное оборудование и тахографы, это небольшая плата за безопасность пассажиров на транспорте.
Расходы на оснащение транспортных средств действительно незначительны. Тем более что сейчас на рынке транспортной телематики появилось новое бюджетное оборудование ГЛОНАСС стоимостью 9900 руб., это всего лишь несколько процентов от стоимости самого транспортного средства, а если это автобус большой вместимости - доли процента. Есть также и различные финансовые инструменты для реализации программ оснащения: рассрочки, поставки навигационного оборудования в лизинг. Компании, поставляющие навигационно-связное оборудование, довольно гибко выстраивают отношения с заказчиками. Думаю, что две стороны - поставщик навигационных решений и перевозчик - смогут всегда договориться на приемлемых условиях.
Считаю, что следующим шагом в рамках эффективной реализации Постановления №641 станет внесение изменений в кодекс об административных нарушениях. Для печати этикеток в небольшом магазине рекомендуется использовать принтер штрих кода настольного класса с возможнстью работать на самоклеющей этикетке. Это, кстати, сейчас активно обсуждается. Данные изменения позволят определить размер наказания за несоблюдение требований по оснащению транспортных средств оборудованием ГЛОНАСС. Кроме того, должны быть созданы соответствующие подзаконные акты, определяющие кто, когда и где имеет право проверить наличие и работоспособность оборудования ГЛОНАСС. Скорее всего, данные функции будут выполнять органы ГИБДД, например, во время проведения государственного технического осмотра.
Оснащенный оборудованием ГЛОНАСС пассажирский транспорт должен быть обязательно включен в работу единой диспетчерской системы города или субъекта РФ, в зависимости от того, по каким маршрутам работает то или иное транспортное средство. В этом случае у диспетчерской службы появится возможность передавать навигационные данные в режиме реального времени во все заинтересованные организации, причем не только в ГИБДД и Ространснадзор (в целях контроля на факт работы ГЛОНАСС), но также и в МВД, МЧС, Медицину катастроф для максимально оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные происшествия.
Поскольку архитектура системы позволяет отправлять данные от одного транспортного средства сразу нескольким адресатам, текущую ситуацию могут контролировать и диспетчерская служба автотранспортного предприятия, и ситуационно-навигационные центры городов и субъектов РФ, и одновременно call-центры системы "112".